Как получить 100 баллов на ЕГЭ по химии рассказала выпускница Ломоносовского лицея Богородского округа Анна Дудорова
Уже завершился основной период сдачи ЕГЭ и стартовали резервные дни. Стали известны и первые результаты. В Богородском округе есть ребята, которые сдали экзамены на высший балл, есть мультистобалльники. Выпускница АНОО «Ломоносовский лицей» Анна Дудорова получила 100 баллов за ЕГЭ по химии. Мы поговорили с Анной и её преподавательницей по химии Ларисой Андриановой.
– Расскажи, почему ты решила сдавать химию и когда начала готовиться к экзамену?
— Я очень долго пыталась понять, что мне ближе. Сначала думала, что это социально-экономическое направление, изучала историю и обществознание. В 8 классе началась химия, и я поняла, что это очень интересно. Я не могла выбрать между физикой и биологией, но химия меня сразу захватила и увлекла. Начала готовиться в 10 классе к олимпиадам, которые нужны для поступления, а в 11 уже делала упор на подготовку к экзамену.
– Как прошли олимпиады?
— В этом году я стала призером регионального этапа по химии. Олимпиады точно помогли мне при подготовке к ЕГЭ, благодаря этому опыту привыкаешь к незнакомой обстановке, новым людям и необычным задачам. Не пугаешься, когда видишь сложные задания, наоборот, возникает азарт.
– Насколько сложнее готовиться к олимпиадам, чем к ЕГЭ?
— Ты никогда не знаешь, к чему готовиться в олимпиаде. Самые сложные те, которые не имеют формата. Ты просто учишь всю теорию, все существующие эксперименты. В ЕГЭ всё стандартно — кроме последнего задания, и как раз в этом задании помогает опыт участия в олимпиадах.
– Ты готовилась к ЕГЭ с репетиторами или было достаточно подготовки в школе?
— Я занималась с репетитором, но мы готовились именно к олимпиадам.
– Есть ли у тебя любимый раздел в химии?
— Мне нравится органическая химия. Кому-то она кажется более сложной, кому-то более простой, но для меня она очень интересна — потому что она встречается в биологии. Биологию сложно изучать без знания органической химии, и я люблю как раз эту комбинацию из химии и биологии.
– Какие экзамены ты сдавала, кроме химии?
— Я сдавала русский, биологию и математику. Русский сдала на 87 баллов, математику на 82, а результат по биологии пока еще не знаю.
– Какой экзамен был самым сложным, а какой самым легким?
— Самой лёгкой была химия, потому что я уделяла ей больше всего времени. Самым сложным — математика. Раньше я изучала математику на олимпиадном уровне, но последнее время делала упор на химию и биологию и что-то подзабыла. Поэтому переживала и старалась написать математику как можно лучше.
– Как ты распределяла своё время при подготовки и справлялась со стрессом?
— Я очень люблю играть в видеоигры, но когда близится время экзаменов, не могу спокойно играть. Понимаю, что нужно заниматься, а не тратить время на игры. В принципе, я не испытывала стресса, просто соблюдала режим в плане сна и питания. В школе мы быстро прошли основную программу, и остальное время готовились к экзаменам, этого было достаточно.
– Ты волновалась на экзамене? Когда ты увидела свой вариант ЕГЭ, ты сразу поняла, что сдашь экзамен хорошо, или были сомнения?
— Я действительно волновалась на экзамене, но когда увидела свой вариант ЕГЭ, поняла, что мне повезло. Да, там было несколько странных заданий и спорных моментов, которые мы потом обсуждали с учителями. Например, одно задание в разных источниках объяснялось по-разному, и я не знала точно, зачтут ли мне этот вопрос. По итогам я всё же оказалась права и получила свои 100 баллов.
– Какие эмоции ты испытала, когда узнала результаты?
— Это были смешанные чувства. Я волновалась перед другими экзаменами, ждала результаты по химии, поэтому было и радостно, и в то же время страшно — перед ЕГЭ, которые только предстояло сдать. Меня очень поддержала школа, а мама узнала результаты даже раньше меня — она сразу позвонила и стала меня поздравлять.
– Скажи, куда ты собираешься поступать?
— Я собираюсь поступать в НИУ ВШЭ на когнитивную нейробиологию. Я несколько лет занимаюсь когнитивной психологией, участвовала в различных конкурсах по этому направлению, и даже выиграла один из них — «Большие вызовы». Я ездила с этим проектом в научный центр «Сириус», там мы тоже занимались психологией, меня захватило это направление. Я поняла, что хочу изучать мозг, его внутренние процессы и взаимодействия.
– В будущем ты планируешь заниматься наукой?
— Это направление новое, и в большей степени именно научное. Я вижу себя как научного деятеля, работающего в лаборатории.
– Тебе, наверное, нравилось проводить опыты на уроках химии?
— Да, это было интересно. Особенно мне нравилось, что на олимпиадах нам давали проводить сложные опыты на хорошем оборудовании.
– Скажи, как поддерживали тебя родители?
— Конечно, я чувствовала поддержку. Родители сказали, что примут любой результат, потому что понимают, что сдача экзаменов — это нервы и в какой-то мере удача, и может произойти, что угодно. У меня было внутреннее ощущение, что нельзя их подвести, поэтому я старалась и готовилась. В школе нас тоже поддерживали на каждом этапе.
– Какие у тебя планы на лето?
— Я отдыхаю и подаю документы. Хочу вернуться к когнитивной нейробиологии, прочитать несколько зарубежных книг по этой теме. Во-первых, подтянуть английский, потому что в Высшей школе экономики требуется хороший уровень языка. Во-вторых, чтобы прийти в сентябре и быть в теме.
– У тебя позади — последний звонок и экзамены, впереди — выпускной. Какие эмоции ты испытываешь в связи с окончанием школы?
— Мне немного страшно, потому что сложно привыкать к новым людям. Начинается новый этап, новые люди, снова привыкать. Надеюсь, что я смогу со всеми познакомиться и подружиться. Я не испытываю какой-то особенной грусти из-за того, что заканчиваю школу. Я всегда могу прийти и навестить своих учителей, и продолжу общаться со своими школьными друзьями. Поэтому скорее страшно за будущее, нежели грустно.
– Какой совет ты можешь дать ребятам, которые в следующем году будут сдавать ЕГЭ?
— Я могу посоветовать решать как можно больше вариантов ЕГЭ. Благодаря этому можно видеть схему, по которой нужно решать задания. В таком случае, когда приходишь на экзамен, видишь свой вариант и понимаешь, что справишься. Решать как можно больше заданий, смотреть разборы и не волноваться.
Преподаватель химии, Лариса Андрианова, добавляет: «Аня — девочка уникальная, у неё очень много талантов. Она прекрасно рисует, и в моей практике впервые, когда человек совмещает в себе и талант к химии и к рисованию. Аня очень вдумчивая, ответственная, трудолюбивая, не позволяет себе халтуры — ей всё должно быть понятно, не должно быть пробелов. Я очень рада, что она пойдёт в науку — думаю, наука многое приобретет благодаря Ане».
Автор текста, фото и видео: Ксения Пашуто