Выпускница Ломоносовского лицея Мария Попова — о том, как сдать ЕГЭ по русскому и литературе на 100 баллов
В Богородском городском округе по результатам основного периода сдачи ЕГЭ школьники показывают хорошие результаты — есть и стобалльники, и мультистобалльники. Выпускница АНОО «Ломоносовский лицей» Мария Попова сдала русский язык и литературу на 100 баллов. Мы поговорили с Марией — о том, как успевать все и готовиться к экзаменам, о планах на будущее и любимых произведениях, а также обсудили с её преподавательницей по русскому и литературе Верой Цюрих процесс подготовки к экзаменам.
– Маша, расскажи, почему ты решила сдавать литературу, и когда начала готовиться к экзаменам?
— Я сдавала литературу, потому что планирую поступать на журналистику и медиакоммуникации, а также на международную журналистику. Кроме того, в этом году я активно участвовала в различных олимпиадах по русскому и литературе — и довольно успешно. Я стала победителем регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе, по русскому языку — призером олимпиады первого уровня РЭУ им. Плеханова, стала призером олимпиады по журналистике РЭУ им. Плеханова. Литература и русский — мои любимые предметы. Я очень надеялась, что смогу сдать их на высший балл, и в этом мне очень помогли олимпиады — это хорошая психологическая подготовка. Ты учишься распределять время, учишься понимать, как заполнять бланки и быть внимательным, не допускать досадных ошибок. Нас очень хорошо готовили в школе, и я благодарна нашему директору Людмиле Борисовне Энгель, за организацию дополнительных часов по литературе. Мы решали задания по ЕГЭ, обсуждали разные произведения, в том числе те, которые не входят в кодификатор ЕГЭ. Выбранные мной факультеты предполагают творческое испытание, поэтому нужно знать больше, не только школьную программу. Наша преподавательница по русскому и литературе, Вера Германовна, уделяла большое внимание нашей подготовке — это и внеурочные часы, и довузовская подготовка, а после последнего звонка мы встречались и продолжали готовиться к ЕГЭ. Кроме этого, на протяжении всего обучения у нас были литературные гостиные, где можно было выступить с песней или стихотворением. Это повышает мотивацию к расширению кругозора. Литература — это же вечный поиск, и каждый раз, читая одно и то же произведение, ты находишь что-то новое, то, чего раньше не замечала.
– Какие сложности возникли при подготовке и сдаче экзаменов?
— Я человек переживающий и сомневающийся, поэтому было сложно психологически. Спасибо школьному психологу и нашим учителям, которые разговаривали с нами на эту тему. Экзамены — это важно, но это просто один из этапов. Несмотря на результаты, жизнь продолжается, есть что-то большее, чем оценка за экзамен. ЕГЭ — это хорошая тренировка стресоустойчивости и системности. Есть дедлайн, есть срок, есть объем, есть список произведений, которые входят в кодификатор ЕГЭ. Когда мы изучали литературу в школе, мы старались проводить параллели с современной жизнью. Ты начинаешь ассоциировать какие-то поступки героев со своими собственными, и начинаешь глубже понимаешь проблематику произведений.
– В какие вузы ты планируешь поступать?
— Я выбрала МГИМО, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Плеханова, МГУ и РАНХиГС. Я была в них на днях открытых дверей, разговаривала со студентами, и мне они понравились.
– Ты занималась с репетиторами?
— Первый год я занималась с репетитором по русскому языку, и два года — с репетитором по литературе, а также по обществознанию и английскому. В нашей школе есть ребята, которые сдали экзамены на высокие баллы без репетиторов, потому что в нашей школе хорошие преподаватели и отлично готовят к экзаменам. Но у меня довольно плотный график — я играю в спектакле Константина Хабенского, и как участник сообщества «Большая перемена» провожу различные фестивали, концерты, интервью. Это занимает много времени, и часто приходилось пропускать занятия. Я старалась присутствовать онлайн на уроках — спасибо школе за такую возможность. Поэтому занятия с репетиторами были необходимы — это удобно, ведь можно заниматься в свободное время.
– Расскажи про свою внеурочную деятельность.
— С 2019 года я принимаю участие в проекте МХТ им. Чехова и фонда Константина Хабенского. Это благотворительный музыкальный спектакль, все полученные средства с продажи билетов идут на помощь подопечным фонда. Сам Константин Хабенский выступает как актер и режиссер спектакля. У нас замечательные наставники, которые создали проект «Поколение Маугли» и курируют театральную студию «Оперение», в которой я занималась. Также проект «Большая перемена» стал важной частью моей жизни — с 2020 года я участница конкурса, тогда я стала финалистом и автором одного из гимнов конкурса. Благодаря этому проекту я получила возможность выступить вместе с Дианой Арбениной, Клавой Кокой и Niletto, группой «Пицца». Я вела церемонию открытия, вела международный детский культурный форум — была модератором дискуссий, интервьюером. Это замечательный и очень интересный опыт. Сотрудничала в качестве ведущей с обществом «Знание», с «Росмолодежью» и «Движением первых».
– Вернемся к экзаменам. Какой из них был самым сложным?
— Первый экзамен, литература. Просто потому, что психологически всегда сложно делать что-то впервые. Ты первый раз видишь бланки, первый раз слышишь инструкцию. Это неудивительно. Хотя по свидетельствам ребят, которые сдавали ЕГЭ вместе со мной, со стороны казалось, что я очень спокойна и уверенна. Но внутренне я очень нервничала и волновалась. Потом я уже не так переживала, потому что была знакома с процедурой.
– Какой экзамен был самым интересным?
— Литература — самый сложный и в то же время самый интересный. Было очень интересно готовиться — я смотрела фильмы, читала различные произведения и статьи, участвовала в олимпиадах. Здесь есть пространство для творчества.
– Какие у тебя любимые произведения?
— Мне нравится очень много произведений из кодификатора ЕГЭ, практически все, но некоторые просто в силу возраста мне пока сложнее понять. Я очень люблю «Тихий Дон» М. Шолохова — это воплощение русского духа, национальной русской культуры. Григорий Мелехов вообще мой любимый литературный герой. Я перечитываю это произведение и пересматриваю фильм. Очень люблю роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — и произведение, и сериал. Нравится роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Из зарубежной литературы мне нравится «Великий Гэтсби» Ф. Фицджеральда, «Завтрак у Тиффани» Т. Капоте — правда, фильм мне понравился больше, чем книга.
– Следишь ли ты за книжными блогерами?
— Мне нравится «Литература 100», это телеграм-канал Виктории, педагога и действующего эксперта. У неё есть свои курсы по подготовке к ЕГЭ. Она публикует не только советы по подготовке к экзамену, но и интересные факты из биографий писателей, рассказывает о произведениях и поэтах. Недавно она опубликовала видео, где рассказала о том, что читать после ЕГЭ. Я взяла на заметку несколько произведений на лето: «Пролетая над гнездом кукушки» К. Кизи и «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера. К сожалению, из-за подготовки к ОГЭ и ЕГЭ я практически не успевала читать зарубежную литературу, поэтому сейчас будет возможность восполнить. Из русской литературы я хочу почитать «Белую Гвардию» М. Булгакова.
– Какие у тебя планы на будущее и мечты?
— Ближайшие цели — это, конечно, поступить в университет. А мечты… Я хочу стать хорошим человеком и оставить после себя добрую память, сделать что-то хорошее для своей страны. В плане профессии — я бы хотела стать успешной телеведущей, иметь своё авторское шоу. Не блогером, а именно журналистом, работать в кадре. Хотелось бы стать медийным человеком, потому что это дает больше возможностей для реализации своих проектов. Я бы хотела использовать это как инструмент для того, чтобы делать мир лучше.
– Если говорить про журналистов, кто для тебя ориентир, за кем ты следишь?
— Я слежу за разными журналистами, в основном за теми, кто работает в формате интервью. Очень нравится В. Познер и то, как он работает в кадре, смотрю его с большим удовольствием. Часто я смотрю интервью из-за гостей, и беру что-то себе на заметку.
– Дай совет ребятам, которые только планируют сдавать ЕГЭ.
— Не переживайте и не думайте, что весь 11 класс нужно будет сидеть в учебниках и подготовке. Это последний год, который вы проводите в школе, и помните о том, что вы вряд ли снова сможете собраться таким составом и вернуться в эту атмосферу. Да, нужно готовиться, но старайтесь находить интерес и удовольствие во всём, что вас окружает. ЕГЭ — это тоже интересно, и, например, литература из кодификатора — это интересно и не нудно. Ищите параллели с современным миром и с самим собой. Подходите к экзаменам творчески — например, можно учить правила по русскому языку каким-нибудь необычным способом. Мой главный совет — живите настоящим и наслаждайтесь своей молодостью, другого шанса не будет.
Преподаватель по русскому языку и литературе Вера Цюрих рассказала: «Подготовка к ЕГЭ по моим предметам — это два совершенно разных процесса. ЕГЭ по русскому — это чистая аналитика, здесь нужно много учить наизусть, постоянно повторять правила — как гаммы в музыке. В экзамен включены все исключения, и это вызывает у школьников определенные трудности. ЕГЭ по литературе — это совсем другой мир, особая атмосфера. Каждая прочитанная книга — это прожитая жизнь, и важно научить ребят быть вдумчивыми читателями. Знать литературу — это уметь её анализировать, уметь её понимать. Если говорить о Маше Поповой, то это абсолютно заслуженная победа, к которой она планомерно и долго шла. Маша очень работоспособная и целеустремленная девочка, настоящий боец. Она понимает, что никто и нигде не будет встречать её с распростертыми объятьями, и просто планомерно идет к своей цели. У Маши хорошая психологическая подготовка, она научилась владеть собой. В целом, ЕГЭ по русскому — это базовый экзамен, он выстроен оптимально и особых сложностей не представляет. Единственное, олимпиадники начинают искать подводные камни там, где их нет, и они их действительно находят. Порой составители экзаменов даже не подозревают, до какой глубины может дойти ребенок на обычном задании. Экзамен по литературе представляет сложность из-за объема литературы, которую нужно прочитать. Чаще всего именно в тестовой части „А“ допускают ошибки. Ребята переживают из-за сочинений, но как правило набирают хорошие баллы. Главное — правильно определить проблему в тексте, а для этого нужно опять же изучать литературу».
Автор текста, фото и видео: Ксения Пашуто, архив Марии Поповой