Опять учиться: как в Котельниках доказали, что каникулы могут быть не только веселыми, но и «умными»
В июне на базе МБОУ КСОШ №1 в Котельниках был реализован образовательный проект «Умные каникулы», дающий старшеклассникам возможность летом продолжить внешкольные занятия по интересным для них предметам. Каким был этот первый опыт, рассказывает руководитель лагерной смены, учитель русского языка и литературы школы №1 Дмитрий Кагальников.
«Нам было необычайно интересно попробовать этот формат внешкольного образования у себя, – рассказывает Дмитрий Кагальников. – Мы ориентировались на подмосковный опыт – в области есть проект с таким названием и аналогичными целями: повышение образовательного уровня детей и подготовка к олимпиадам будущего школьного года. Тем более, что мы хотим стать на будущий год его участниками. Поэтому, организовав на базе нашей школы аналогичную тематическую смену, мы преследовали несколько целей – понять отклик детей и изучить наши возможности как организаторов. 30 детей с шестого по 11-й класс, что стали первыми участниками «Умных каникул» – это победители и призеры школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам».
В рамках программы «Умные каникулы» дети изучали предметы, интересные им самим: русский язык, литература, математика, история, английский язык, обществознание, биология, география и журналистика.
Работа, по словам руководителя научной смены, была очень интенсивной – дети посещали занятия по предметам, каждую пятницу совершали образовательный выезд, посвященный какой-либо изучаемой теме. А в последнюю неделю смены ученики сами выбирали два предмета, по которым у них были интенсивы.
«Когда мы только начинали, были сомнения – всё-таки каникулы, захотят ли учиться, школьный год позади, дети устали, – комментирует Дмитрий Кагальников. – А вот ничего подобного! Несмотря на нагрузку, дети были очень мотивированы, занимались с огромным удовольствием. В конце смены мы анкетировали ребят – из 27 человек 25 планируют прийти в лагерь в следующем году. Еще один плюс: каждый выбрал для себя, в каких олимпиадах хотел бы принять участие».
Кстати, одна из целей «Умных каникул» – это подготовка к олимпиадному движению в учебном году. Дети занимались одним предметом по три-четыре часа в день для непосредственной подготовки к олимпиадам, выполняя задания муниципального и регионального этапов.
«Практический смысл олимпиад состоит ведь не только в получении баллов; участие в олимпиадном школьном движении – это еще и формирование пула учеников, которым интересна наука», – говорит Кагальников.
«Также у нас была предзащита проектов, которые дети писали на протяжении всего месяца. Эта работа будет продолжена уже в учебном году, а благодаря работе на «Умных каникулах» появились идеи, которые будем развивать с детьми с сентября. Финальная же защита проектов состоится на конференции в феврале, по результатам работы практически за год», – поделился руководитель научной смены.
По словам Дмитрия Кагальникова, есть огромное желание войти в число участников областного проекта «Умные каникулы» на будущий год. Многие школы подают заявки на участие в этом проекте, отбор серьезный, и не все заявки одобряют.
«Один из критериев – число участников. У нас в этом году было 30 человек, а должно быть 300 минимум. Еще один критерий – сильная методическая программа, – говорит Дмитрий Кагальников. — Я смотрел программы школ, вошедших в проект. Программы объемные — минимум 200 страниц методического материала. Например, одна школа разработала 50 различных кружков, которые могут посещать дети. Это самоопределение во всей красе. И мы должны придумать что-то уникальное, чего нет нигде. Только тогда наша программа может быть одобрена».
«Мы хорошо двигаемся по качеству образования. И это не эмоции, мерилом являются ОГЭ, ЕГЭ и школьные олимпиады. Занимаем уверенно 2 место в стране по образованию», — сказал ранее губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Текст Ольга Фельдфебелева
Медиа МБОУ КСОШ №1