Дзержинские специалисты поделились рецептом варки льда
После долгого перерыва, вызванного оттепелями, в Дзержинском на городском катке «Орбита» обновили ледяное покрытие.
«У меня в телефоне главное приложение зимой – с прогнозом погоды, – говорит директор МБУ СШ «Орбита» Иван Сирош. – Как только устойчивые минус семь-десять градусов - пора браться за лед».
По словам директора, варка льда – процесс, требующий точности и включающий несколько важных технологических этапов. Первый – создание снеговой подушки под будущим ледяным покрытием на футбольном поле стадиона. Выпавший снег надо правильно утрамбовать определенным весом, чтобы снег приобрел нужную плотность и толщину. Идеально – 10-15 сантиметров утрамбованного снега. Рыхлый «исходник» составит 20-25 сантиметров.
«У нас есть тромбовалка, делали сами - сварили специальные сани, уложили на них семь блоков общим весом 800 килограммов, аккуратно распределили, чтобы вес лег равномерно. Сани цепляем за фаркоп машины и катаем по полю», – рассказывает Иван.
После подготовки снеговой подушки следует второй этап - заливка или, как говорят специалисты, варка льда. Самые ответственные и сложные первые две, по утрамбованному снегу.
«У нас двое работников по восемь часов льют холодную воду – это мастерство: под определенным углом держать сопло шланга и направлять в разные стороны, чтобы напитать снег влагой и не размыть снеговую подушку, не завалить горизонт катка, – продолжает Иван Сирош. - Для этого необходимо хорошо знать рельеф поля – оно только с виду ровное, на самом деле имеется повышение рельефа к центру, чтобы дождевая вода скатывалась к периферии. Это надо учитывать. И при снегопаде лед варить нельзя, он будет «шкуристый» – шероховатый, до гладкости его потом не отполировать».
На дзержинском катке восемь проливок – итого восемь слоев льда. Наморозив слои, можно переходить к шлифовке льда горячей водой.
«Сегодня мы после долгой оттепели шлифовку делаем – лед коньками посетители изрезали. В морозы мы правим лед каждые два-три дня, в оттепель это невозможно. Условия для шлифовки – идеально очищенный от снега лед. Мы чистим трактором с щеткой, и дополнительно лед проезжает на коньках со специальным скребком работник стадиона – скребком сносит все неровности, которые вдруг намерзли», – поясняет Сирош.
Шлифовку выполняет агрегат – продукт инженерной мысли Ивана Сироша. «Мы с коллегами долго думали, как «допилить» поверхность льда до идеальной для наших условий гладкости? Дорогого профессионального оборудования нет, а хороший лед хочется иметь. В итоге купил бак на тонну воды. Бак поставили на прицеп, к прицепу съемно крепится металлическая балка длиной 2,8 метра с кольцами по концам. И к ним карабинами на цепях присоединяется наше поливочное «ноу-хау» - труба диаметром шесть сантиметров и длиной примерно 2,8 метра. Труба стоит на коротких салазках, в ней насверлены дырочки примерно шесть миллиметров через каждые 15 сантиметров. Вот от бака по шлангу в эту трубу поступает горячая вода и равномерно самотеком вытекает через дырочки на лед – как в поливалке – примерно в 18 сантиметрах от поверхности льда. И на металлических «поводках» к трубе крепится шлифовалка – она растирает вытекающую воду в тонкий слой. В качестве шлифовалки пробовали разные материалы, опытным путем установили, что лучше всего шлифует ковер благодаря своему короткому ворсу», – делится директор спортшколы.
Каток в цифрах: На шлифовку катка длиной 120 и шириной примерно 70 метров уходит шесть тонн воды. На подготовку льда к сезону требуется порядка 100 тонн воды. По содержанию ледовый сезон – декабрь, январь и февраль – стоит около 400 тысяч рублей. Эта сумма включает затраты на чистку льда, зарплаты сотрудников и ежедневное содержание льда, включая расходные материалы, выходящие из строя.