Каллиграфия по-русски византийским пером: художник показал желающим технику скорописи
На фестивале «Традиция» художник Вячеслав Белоглазов в течение дня проводил мастер-класс по русской скорописи.
На поляне у главной сцены под навесом стоят ученические парты, а за ними — дети и взрослые, под руководством учителя в белой льняной рубахе выводят причудливые завитые линии, складывающиеся в слова. В руках у школяров — гусиные перья и тростниковые перья, которые называются «калам». Калам пришёл на Русь из Византии, и по получающемуся рисунку его хочется сравнить с маркером — он может давать широкую и ровную линию. Гусиные перья различных очинов — для скорописи и для устава.
Русская скоропись — это самый поздний и самый самобытный вид русской письменности, Вячеслав рассказал об этом: «Скоропись появилась поздно. С начала русской письменности, с десятого века, грамотные люди пользовались уставным письмом (угловатый почерк, в котором каждая буква выводится отдельно — прим. автора). Курсивное письмо было у греков, но у нас он не прижился. Первые зачатки скорописи появляются только в пятнадцатом веке и развиваются до семнадцатого века. В документах этого времени видно, что они отличаются от всех других. Некоторые даже говорят что письмо этого времени похоже на арабскую вязь, но я считаю что это не верно. В начале восемнадцатого века с реформой гражданской азбуки у нас появляется канцелярское письмо и типографские шрифты. Скоропись остаётся в основном у старообрядцев. Синод печатает книги, искусство рукописной книги приходит в упадок. Это касается и скорописи: курсивный тип письма принимает современный, привычный нам вид. Весь этот кладезь русского письма остаётся в семнадцатом веке».
Никита Сморкалов.
Фото и видео — Никита Сморкалов.