Режиссёр из Звенигорода призналась в любви к грустному клоуну Енгибарову и рассказала о пророчестве Высоцкого
Моноспектакль о знаменитом клоуне Леониде Енгибарове, которому рукоплескали миллионы, жительница Звенигорода посвятила дню рождения своего города.
«Любовь к нему я пронесла через всю жизнь» — это инсценировка по пьесе режиссёра и поэта из Звенигорода Натальи Васерваль. Клоун с удивительно выразительными глазами Леонид Енгибаров завоевал сердца миллионов зрителей. Его называли грустным клоуном, когда он выходил на арену, зал взрывался аплодисментами. Клоун не гримировался ярко, его выступления не вызывали постоянный безудержный смех, а заставляли размышлять.Он сломал все традиционные представления о том, что мим — это тот, кто заполняет паузы между цирковыми номерами, и делал блестящие пантомимы так, что зрители «шли в цирк на Енгибарова».
Как рассказала режиссер-постановщик Наталья Васерваль, сыгравшая в своем моноспектакле главную героиню, её родители любили пантомимы клоуна Енгибарова, а на книжной полке в их доме была книга «Первый раунд» с новеллами мима, которые она с детских лет знала наизусть.
«Особенно трогательной показалась новелла под названием «Девчонке, которая умеет летать». Клоун посвятил её воздушной гимнастке Ядвиге, в которую был влюблён до конца жизни. Выступления, цитаты и шутки Леонида Енгибарова повлияли на меня настолько, что, окончив школу, я сделала свой выбор в пользу сцены, а, став взрослой, написала пьесу о любимом миме», — подчеркнула Наталья Васерваль.
Режиссёр поделилась, что она тогда же решила: нужно ставить только моноспектакль. Это даст возможность без посредников передать то, как она понимает своего любимого героя. Для артиста это сложный формат — «маленькая жизнь», которую нужно прожить на сцене искренне — без фальшивой наигранности.
В спектакле звучат стихи автора — Натальи Васерваль, и лишь одно — «Енгибарову от зрителей» — принадлежит перу поэта-барда Владимира Высоцкого, который был потрясён неожиданно ранней смертью своего друга. Это стихотворение было написано 25 июля 1972 года — оно оказалось пророческим и для самого Высоцкого, который ушёл из жизни в этот же день восемь лет спустя:
«Он застыл — не где-то, не за морем —
Возле нас, как бы прилёг, устав, —
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав».
Хавива Фонина