«Пилот и машина — единое целое»: как гонки на микроавтомобилях учат быть победителем в жизни и асом на дорогах
Карт — это микро-автомобиль, в котором нет ничего лишнего: только основные узлы. При этом он является полноценным автомобилем, принципы вождения которого те же, что и у крупных машин. Для большинства профессиональных гонщиков картинг — это первый шаг в спортивной карьере. Для обычных водителей, которые хотят повысить уровень своего мастерства, картинг может стать отличным средством изучения контр-аварийного вождения. У жителей Одинцова есть возможность заняться этим видом спорта.
Олег Карадутов, главный тренер одинцовского картинг-клуба «О’карт» рассказал об этом спорте.
— Как и в любом спорте, в картинге чем раньше начинаешь тренировки — тем больших успехов успеваешь добиться. Самые молодые спортсмены у нас начинают заниматься в 4 — 4,5 года, если физически готовы. Иногда люди и в 7 лет не могут начать, это зависит от физического развития.
Кажется, что это просто — сидеть и рулить, но на самом деле — это сложный спорт. В картинге сильная статическая нагрузка, нужны крепкие сухожилия. Сильная нагрузка на шею. Кроме того, нет никакого усилителя руля, и изменение массы карта очень сильно чувствуется.
Картинг — это прежде всего контраварийное вождение. Поэтому часто в школы картинга приходят люди, которые имеют водительские права и управляют автомобилем, но хотят лучше понять принципы вождения. В каких ситуациях лучше притормозить, а где наоборот, нажать на газ. Как правильно входить в поворот, как происходит сцепление шин с асфальтом — всё это можно отрабатывать на карте в условиях безопасной трассы.
Чтобы понимать принципы вождения, нужно знать устройство автомобиля. В школах картинга, как правило, есть макеты деталей автомобилей. Водители их изучают и получают представление о том, как устроен двигатель, карбюратор, руль, тормозная система и так далее. Те, кто всерьёз занимаются спортом, сами готовят свои машины к соревнованиям, обслуживают их.
Сейчас стали популярны карт-симуляторы. Специальное устройство с программным обеспечением, сидением, рулём, которое имитирует движение карта. Симулятор развивает важное качество гонщика — концентрацию на трассе. Пилот и машина должны стать единым целым, решения на дороге нужно принимать очень быстро. Со стороны кажется, что работает «чуйка», но на самом деле действует отработанный навык. На трассе даже самые юные пилоты управляют картом на скорости до 85 километров в час, а минимальная скорость — 40 километров в час. Для новичков такая минимальная скорость ощущается как все 100 километров в час — потому что карт без кабины, на открытом воздухе.
Техника безопасности должна соблюдаться строго — мы носим специальные средства защиты: шлем, защита шеи, защита рёбер, специальная обувь. На прокатных машинах есть защитный обод на уровне колёс, на спортивных — колёса открытые. Дело в том, что картинг — контактный вид спорта. Когда на скорости 70 километров в час две машины входят в один и тот же поворот — вероятность столкновения очень высокая. Обычно всё происходит без последствий, но бывают и травмы. Самые частые переломы — ключицы и руки.
Важное качество спортсмена — уметь быть победителем. За мою историю преподавания, а это более двадцати лет, многие ученики, занимавшие призовые места в картинге, впоследствии становились чемпионами и в других видах спорта — в футболе, в биатлоне. Они добивались успехов потому, что научились верить в свои силы и добиваться высоких результатов.
Никита Сморкалов. Фото и видео — Никита Сморкалов.