Три года начальной школы вместо четырех: первыми результатами нового проекта поделились в люберецкой гимназии
Люберецкая гимназия № 16 год назад подключилась к новому проекту «Эффективная начальная школа». Первыми результатами поделились учителя и дети 2 «эф» класса.
Не прошел и месяц с начала учебного года, а эти второклассники штудируют целиком таблицу умножения. Ребята тестируют друг друга у доски. И отвечают честно, без подсказок.
«Я иду в школу с удовольствием, мне нравится учительница, если бы мы тоже могли ставить оценки учителям, я бы поставила ей «5»», — на перемене рассказывает Вирсавия Крохтяк. Всего через месяц она станет третьеклассницей.
Что же такое эффективная школа — модный образовательный тренд для амбициозных родителей, инкубатор для вундеркиндов или просто возврат к старой трехлетней модели обучения, которая прекрасно использовалась на протяжении 80 лет в нашей стране?
По словам учителя Натальи Мирошниченко, идея в другом: «Речь не об исключении тем, разделов, а об уплотнении программного материала и его ускоренном прохождении. Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Есть те, кто действительно готов к школе, уже умеет читать, писать и самое главное психологически готов учиться. Вот таких детей мы ждем в эффективном классе».
В обычном первом классе ребята долго отрабатывают буквы и цифры, с букварем прощаются только в марте. Но когда дети уже хорошо читают и знают элементарный счет, букварный период можно и сократить. В эффективной школе первоклассники прощаются с букварем уже в октябре.
«В первые два месяца учебного года для таких ребят речь идет не об обучении чтению, в это время идет процесс адаптации к школе, систематизация и обобщение полученных ранее знаний. И, поскольку у этих детей сократился букварный период, то во второй класс они переходят уже в январе месяце и становятся второклассниками. Но для того, чтобы с такой скоростью проходить программу, безусловно они должны быть трудолюбивыми и организованными, а родители готовыми помочь им во всем», — поясняет завуч начальных классов Елена Смирнова.
Спрос на обучение ребенка по ускоренной программе у родителей высокий. У детей появится возможность на год раньше овладеть профессией, закончив вуз в 20-21 год. Кроме того, программа рассчитана на полный день пребывания ребенка в школе. Кроме уроков, есть время для домашнего задания, а также интересной проектной работы и внеурочной деятельности. Дети приходят в школу к 8.30 и уходят в 17.30. Кроме уроков, задача учителя еще и научить школьников правильно планировать время и рассчитывать свои возможности.
«Мы понимаем, что итоги можно будет подвести только по окончании трех лет обучения, но уже сейчас очевидно, что эти дети хорошо ориентированы на результат. Они не только умеют учиться, этот тяжелый труд они воспринимают с удовольствием, и они очень дружны, умеют искать компромиссы, потому что все делают совместно. И это, безусловно, уже положительный результат», — считает директор гимназии № 16 Ирина Снегирева.
По сообщению Минобразования МО, «Эффективная начальная школа» в Подмосковье начиналась с 10 пилотных школ, но сейчас ее внедряют все большее количество образовательных организаций. В 2023 году уже 175 школ включились в данный проект.
Текст, медиа — Наталья Лымарь