«Зажечь в ребёнке идею»: директор истринской школы №2 рассказал, почему учитель - это не только про уроки
Кто такой учитель? Человек, ведущий уроки у доски и проверяющий тетради? Да, но не только. Почему учитель – это не только про уроки, но про наставничество, воспитание, мудрость и чувство локтя — в канун Дня учителя рассказал директор школы №2 Истры Оскар Латыпов.
Много ли вы встретите учителей физкультуры, которые могут преподавать ещё и географию? А таких, кто при этом защитил диссертацию и стал директором школы? А тех, кто не только сам увлекается туризмом и альпинизмом, но и водит учеников в горы? Это всё про него, Оскара Латыпова. Сейчас он имеет более чем 25-летний педагогический стаж, и почти 20-летний управленческий. Истринская школа №2 — четвёртое образовательное учреждение, в котором Оскар Фаритович работает директором.
И тут его намерения совпали с возможностями и наработками, которые уже были в школе. Здесь не только ведут уроки от звонка до звонка, но развивают детей всесторонне, много времени посвящая воспитанию и внеурочной деятельности, вовлекая в активный процесс взаимодействия родителей. Во многом – на личном примере.
«Учитель – это носитель знаний, носитель образов, личностно-профессиональные качества преподавателя влияют на формирование мировоззрения ребёнка. Иногда эти качества могут стоять выше материального обеспечения, выше геополитической обстановки, — делится Оскар Латыпов. — Умение зажечь в ребёнке идею – это дар, в этом смысле учителем надо родиться. Это важно, чтобы учитель был увлечён не только предметом, но был в принципе интересен ученику. Сюда можно отнести и спорт, и туризм, и творчество».
Здесь не первый год работает туристический клуб, заниматься там ребята начинают с 10-летнего возраста. В сентябре День туризма в школе традиционно отметили турслётом, благо у детей есть все возможности как для теоретических, так и для практических занятий. Здесь и альпинистская подготовка, и спортивное ориентирование, и многое другое. Территория школы позволяет не только организовывать серьёзную полосу препятствий, но и проводить различные соревнования.
«Подготовка детей ведётся разносторонняя: это и умение выживать в разных ситуациях, и получение бытовых навыков, умение готовить. Если мы выезжаем на две недели, они должны уметь себя обслужить, — объясняет руководитель школьного туристического клуба Ольга Корсакова. — Дети не только физически, но и умственно развиваются, занимаясь туризмом. Навыки и эмоции, которые они получают в поездках и походах, остаются с ними на всю жизнь».
В этом году педагог водила детей на высоту 3500 метров, а сама покорила Эльбрус – 5642 метров. Спортсмен, турист и альпинист Оскар Латыпов старается быть на шаг впереди подопечных: не перестаёт сдавать нормы ГТО и регулярно покорять вершины-пятитысячники. Научить можно только на личном примере, убеждён директор школы.
Ну, а те ребята, кто занимается в клубе не первый год, как девятиклассники Илья Саакян и Игорь Ярёменко, гордятся тем, что побывали в разных уголках нашей необъятной страны: в Карелии, Башкирии, на Урале, проплыли по многим рекам и озёрам, поднимались в горы. Одним из самых ценных навыков парни считают умение вести себя в экстремальных ситуациях и оказывать первую помощь.
«Туризм – это не пикник на природе, а преодоление преград, ориентирование на местности, умение выжить в трудных условиях, чувство локтя. В нашей школе учат именно этому. А умение выживать, умение дружить, умение нести ответственность – это качества, которые закладываются с детства, и они важнее многих наук. Задача учителя помочь детям в этом», — убеждён Оскар Латыпов.
Текст, видео: Светлана Борщева. Фото: Светлана Борщева, Оскар Латыпов