Об «окнах Левитана» и красоте луж глазами мецената Третьякова: выставка картин Русского музея Петербурга в Звенигороде
Шедевры русских пейзажистов из Русского музея — на выставке в звенигородском Манеже: от Алексея Саврасова до Исаака Левитана.
В историческом здании Манежа открылась пейзажная выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX века».
В музейных залах звенигородского манежа можно увидеть сорок пять произведений живописи из собрания Русского музея. Дополнили выставку одиннадцать камерных пейзажей из коллекции Звенигородского музея.
Русский музей из Санкт-Петербурга охотно откликнулся на предложение Звенигородского музея-заповедника сделать совместный проект, ведь именно здесь, в «подмосковной Швейцарии», как называли Звенигород, зародились традиции всемирно известного лирического пейзажа: полотна «приехали» из Санкт-Петербурга на родину, где их писали знаменитые пейзажисты.
Часть выставки посвящена учителям Левитана — Алексею Саврасову и Василию Поленову. В следующем зале можно полюбоваться картинами Исаака Левитана.
Как рассказал доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков, в советском искусствоведении появилось выражение «Окна Левитана» — это когда слева и справа в пейзаже мы видим кулисы деревьев, а в центре — воздушное пространство или воду.
Сергей Криводенчиков показал картину Исаака Левитана «Овраг» 1898 года, которую посетители музея могут посмотреть на выставке. Это внушительное полотно — только эскиз будущей картины, и если посмотреть внимательно, то можно заметить то самое «окно Левитана»
«Во времена Исаака Левитана и его современников возникли традиции русского пейзажа. Павел Третьяков делился в своей переписке с художниками, что он предпочитает красивым, но выдуманным сюжетам видеть грязную лужу, но чтобы она была достоверна», — рассказал Сергей Криводенченков.
Центральное место на выставке занимает искусство Исаака Левитана. Жемчужина экспозиции — этюды мастера: «Черемуха», «Осенний пейзаж» написанный пастелью, а также «Сумерки. Луна» — картина, которая принадлежит позднему периоду творчества именитого пейзажиста.
По словам директора Звенигородского музея-заповедника Елены Кожевниковой, в ХIХ веке Звенигород стал экспериментальной площадкой для Московского училища живописи.
«Его пейзажную мастерскую возглавлял Алексей Саврасов, и он привозил на пленэр в Звенигород своих учеников. Звенигород стал местом вдохновения для живописцев, откуда слава русской пейзажной школы пошла по всему миру», - добавила Елена Кожевникова.
Напоследок стоит заглянуть в еще один зал музея, где собраны открытки и фотографии, на которых запечатлён Звенигород. Для гостей выставки созданы композиции «Летний полдень» и «Хвойный лес» — можно одновременно насладиться ароматами леса и прекрасными пейзажами, которые представлены на выставке.
Посетительница выставки Сардена Макарова рассказала, что живёт в двадцати минутах от Звенигорода и решила приехать в Звенигородский Манеж, потому что не только любит живопись, но и сама пишет картины.
«Я по специальности — юрист, но не работаю по профессии, сейчас нахожусь в творческом поиске. Я пишу пейзажи, сейчас работаю над серией портретов женщин-муз. Интересно, что на выставке в Звенигороде собраны картины учителей, учеников Исаака Левитана и самого мастера русского пейзажа. Я хотела получить вдохновение и поэтому приехала на выставку, надеюсь открыть и в своём творчестве новые возможности, чтобы радовать людей», — подчеркнула Сардена Макарова.
Хавива Фонина