Учитель года Подмосковья-2023 Мария Базулина из Сергиева Посада поделилась секретами профессионального успеха
Мария Базулина преподаёт русский язык и литературу в школе №2 Сергиева Посада. О таких, как она, говорят: «Учитель с горящими глазами, отдающий всего себя детям». На счету педагога несколько побед в престижных профессиональных конкурсах, одна из последних – звание «Учитель года Подмосковья – 2023». В эксклюзивном интервью мы поговорили с Марией Базулиной о важности роли учителя в жизни человека, любви к литературе, плюсах и минусах современного образования, помощи коллег и инновационных педагогических практиках.
– Мария Михайловна, вы являетесь молодым специалистом, за вашими плечами 4-летний педагогический стаж, расскажите, как вы пришли в профессию?
– В педагогику я пришла далеко не сразу. Когда я училась в старших классах, у меня изначально была цель поступить в педагогический вуз, быть учителем русского языка и литературы. Это единственное, что, на мой взгляд, у меня получилось хорошо. Русский язык и литература в старших классах давались мне легко и вызывали интерес, поэтому в классе девятом у меня действительно была цель пойти на педагога, но потом она видоизменилась, и я решила поступать на журфак. В 10-11-ом классах я активно практиковалась: устроилась внештатником в местную редакцию, принимала участие в конкурсах начинающих журналистов. У меня была глобальная цель – поступить на журфак. Уже позже, вовремя обучения на факультете журналистики МГУ, я поняла, что всё-таки хочу связать свою дальнейшую жизнь с педагогикой. Хотя на тот момент моя цель больше сводилась к поступлению в аспирантуру и преподаванию именно на факультете. Потом, когда я получила первое образование, у меня родился ребёнок и я на время оказалась в отпуске по уходу. Именно тогда пришло переосмысление своих ценностей, я поняла, что мне хочется чего-то более стабильного, более понятного и приземлённого. Журналистика в том формате, в котором я хотела когда-то ею заниматься, требовала от меня полного погружения на 24 часа в сутки, но я не могла уже этого дать. Решила поискать для себя какие-то другие сферы применения, вспомнила о своей изначальной цели пойти на педагога, решила попробовать. Почему бы и нет? В первую очередь тогда я это рассматривала, как такой вариант перед аспирантурой, посмотреть, получится ли у меня. Так я пришла в педагогику и уже пятый год здесь. Мне кажется, что у меня неплохо получается, а раз так, то, возможно, это действительно то, к чему стоило прийти в этой жизни.
– Помните свой первый урок? Волновались тогда перед тем, как зайти в класс?
– Первым для меня был не урок, а классный час. Когда пришла работать в школу, конечно же, после профессиональной переподготовки, мне сразу же дали классное руководство в пятом классе. У меня нет ни младших братьев, ни сестёр, в принципе на тот момент у меня не было обширного опыта общения с подростками в возрасте 11-12 лет. И, конечно, для меня это было, скажем, неожиданно. Такое испытание себя. Помню, что нужно было провести классный час на патриотическую тему. Я хорошо к нему подготовилась, но не рассчитала время, до звонка оставались 5-7 минут, которые я, откровенно говоря, не знала, чем заполнить. В итоге мы с ребятами вышли на дискуссию. Так что первый опыт был для меня тревожным, потому что все задания завершены, а сказать мне больше было нечего. Я к этому не готовилась. Сейчас, конечно, у меня таких неловких моментов не возникает. Я не только стала лучше чувствовать тайминг урока, но и, если задача завершена раньше, мне уже понятно, чем это время можно занять. С тех пор, конечно, я себя чувствую поувереннее, но считаю, что через такие трудности надо было пройти. Это нормально, это бывает у всех, и, главное, – не опускать руки.
– Как коллектив отреагировал на то, что в школе появился молодой специалист? Вам помогали ваши более опытные наставники?
– Конечно, когда я только начинала работать, коллектив очень помогал. Да и сейчас всегда приходит на помощь. Вообще, это принято, по крайней мере, в нашем регионе, что у каждого молодого специалиста есть свой наставник, есть свой куратор. Это опытный педагог, который делится своими наработками, знаниями. В том числе, он приходит к молодому коллеге на урок, советует и даёт какие-то рекомендации. Не может быть такой ситуации, что молодой специалист предоставлен сам себе и брошен на произвол судьбы. На протяжении моей, хоть и пока не столько долгой карьеры, рядом всегда были педагоги более опытные, взрослые, которые поддерживали, которые подсказывали. При этом также хочется отметить, что сейчас и молодые педагоги тоже чему-то могут научить своих более старших коллег. То есть это всегда такое взаимообучение, взаимообмен. Мне кажется, что это очень важно.
– На ваш взгляд, в чём плюсы и минусы современного образовательного процесса? И отличается ли он от того, что был в ваши школьные годы?
– На самом деле мне сложно судить о плюсах и минусах образования в силу того, что у меня не такой уж большой стаж, то есть я не преподавала 20 лет, например, чтобы могла сравнить, как было и как стало. Но современное образование видится мне более либеральным: у детей становится куда больше прав и возможностей для выражения собственного мнения на уроке, для креативности, чего мы, например, в годы обучения, практически не могли представить. Сейчас у детей есть больше учебных форматов, тех же эссе, в которых они могут делиться своим мнением, рассуждать, в том числе и о литературных произведениях. В моём детстве было одно правильное мнение – написанное в учебнике, а второе– неправильное. Сейчас это всё более либерально. Но, с другой стороны, если говорить опять же в сравнении моего опыта как ученицы и как учителя, мне кажется, что дисциплина в моём детстве была более строгой, и учителям, возможно, отчасти было проще справляться с какими-то внештатными ситуациями на уроках. Современные дети в школе чувствуют себя более расслабленными.
– За что вы любите свою профессию? Есть ли моменты, которые для вас наиболее ценны?
– К счастью, да. Это те моменты, когда я действительно могу помочь ученику что-то понять, объяснить. Это ценю даже больше, чем профессиональные результаты, выраженные на бумаге или административные поощрения. Я действительно радуюсь, если мне удаётся помочь человеку разобраться в теме, в принципе понять, что изучение русского языка не так страшно. Всегда призываю детей не бояться задавать вопросы, даже, на первый взгляд, самые глупые, не бояться подойти к учителю с желанием в чём-то разобраться. У меня был случай, когда юноша, уже достаточно взрослый, учащийся в десятом классе, подошёл после урока и сказал, что всё хорошо, конечно, но он не понимает, как определить, где у глагола личные окончания. Казалось бы, это тема, которая в четвёртом-пятом классах должна быть разобрана и изучена, но, я считаю, что в его поступке нет ничего стыдного, наоборот, гораздо хуже, если ученик будет сидеть с этим незнанием, бояться подойти и спросить. Для меня ценно, что ребёнок не проявил равнодушия, решил реально разобраться в непонятном для него вопросе, подошёл, спросил, и мы с ним эту тему разобрали. Если я вижу, что мне удаётся сделать учебный материал понятнее, легче, то это всегда для меня победа.
– Если выбирать между русским языком и литературой, к какому предмету больше лежит душа?
– Конечно, литература. Это такой мой духовной приоритет. Очень люблю читать. Если брать произведения школьной программы, то хотелось бы отметить роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Эта книга просто обязательна к прочтению. Из неё можно много нового почерпнуть, и с итоговым сочинением можно справиться очень легко, потому что практически к любой проблеме, которая может появиться в качестве темы, «Отцы и дети» подходят как иллюстрация. Ну и, в принципе, в таком возрасте это произведение читается легко, находит отклик в душе. Когда мы начинаем его проходить, я всегда, перед тем как открыть с детьми книгу, говорю: «Давайте сейчас выясним, почему возникают конфликты между родителями и детьми?» Когда мы начинаем сравнивать претензии старшего поколения к младшему, выясняется, что они сейчас такие же, как были и во времена ИванаТургенева. Главная идея, которую мы выносим из урока: конфликт отцов и детей вечен, и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не наши единичные, непреодолимые, они существовали испокон веков и будут существовать, пока живёт человечество. А значит, всё логично, всё преодолимо при должном желании.
– Принять участие в профессиональном конкурсе посоветовали коллеги, или вы сами решили попробовать свои силы?
– Да, инициатива исходила от коллег и Сергиево-Посадского управления образования. В октябре прошлого года предложили принять участие в муниципальном этапе конкурса «Педагог года» в номинации «Учитель года». До этого у меня уже был опыт участия в подобных профессиональных соревнованиях. В 2019 году я достаточно успешно представила наш округ на областном конкурсе «Педагогический дебют», где стала победителем. После мне практически сразу же предложили принять участие в конкурсе «Педагог года». Муниципальный тур прошёл в декабре минувшего года, затем в марте-апреле 2023 состоялись туры областного этапа, ив сентябре прошёл финал.
– После успешного прохождения муниципального этапа и региональных туров Вы были уверены в своей победе или она стала для вас неожиданностью?
– До последнего момента, ровно до той секунды, когда меня объявили победителем и я вышла к губернатору, чтобы получить награду, у меня не было никакой чёткой уверенности в том, буду ли я победителем. Все ребята в пятёрке финалистов были очень достойными конкурентами. Поэтому до самой последней минуты у нас не было даже предположений, по крайней мере у меня, кто в итоге может эту победу одержать. Поэтому само вручение награды стало для меня большим сюрпризом, и получение гранта на обучение тоже было неожиданностью. Я на это даже не рассчитывала. Думаю, что это будет значимым для меня опытом, потому что любое обучение ценно. А если говорить о такой профессиональной глубокой переподготовке, то неважно даже в Сочи это будет проходить или где-то в другом месте,– это всегда бесценный опыт.
– Помните свои эмоции в тот момент, когда объявили ваше имя в качестве победителя регионального этапа конкурса?
– Отчасти да, отчасти нет. Вообще, когда я пересматривала видео с момента награждения, много из того, что происходило, я помню очень смутно. Помню, что в момент объявления моего имени я почувствовала некое облегчение. Так как победа стала для меня подтверждением, что я могу быть её достойна. Но из-за волнения у меня всё было как в тумане, и некоторые моменты, возможно, мне придётся потом пересмотреть, чтобы их вспомнить, из-за стресса и приятной тревожности они для меня сейчас немного расплывчатые.
– Каждый участник конкурса представил свою инновационную методику преподавания. С чем были связаны ваши наработки?
– Очевидный факт, что современные дети не очень любят читать. Точнее, тут, наверное, не подходит слово «не любят», а больше применимо слово «не привыкли». Я на это смотрю очень философски. Знаю, что многие учителя сейчас ругают молодое поколение за то, что они не читают, но, по сути, ведь мир меняется и форматы восприятия информации меняются. Возможно, в этом мне помогает как раз первое журналистское образование. Я хорошо понимаю, что такое клиповое мышление, как сейчас подростки воспринимают информацию, как они, в принципе, относятся к тексту, и здесь нет их вины. Просто, когда молодой человек несколько часов в день проводит за экраном смартфона и видит информацию, которая подаётся ему обрывочно, короткими тезисами, его восприятие текста адаптируется, и это совершенно не удивительно. Невозможно однозначно сказать, хорошо это или плохо. Это просто последствие развития современного мира. И наша задача – не ругать их за то, что они не любят читать, наша задача – показать детям, что в чтении тоже есть своё удовольствие. И как только человек начнёт получать удовольствие от чтения и от работы с текстом большого формата, как только он начнёт его воспринимать, у него поменяется и мировоззрение. В глобальном масштабе наша цель – показать ученикам, что чтение тоже может конкурировать с ТикТоком и социальными сетями. Если убедить удаётся, это наша победа. Если нет, то стремительно меняющийся мир будет дальше уводить детей от чтения, как от занятия для души. Как раз способы вызвать интерес у старшеклассников к чтению и были представлены мной в качестве инновационных практик в рамках конкурса. Это моя стезя и как учителя, который искренне любит литературу, и как учителя, который работает в основном со старшими классами. В рамках конкурса я продемонстрировала свои наработки в этом ключе. В частности, мы говорили, например, о погружающем воображении. Это как раз то, чего не хватает современному подростку, да и, в принципе, современному человеку, который привык воспринимать информацию через визуализацию. Сейчас людям проще скачать сериал, например, «Тихий Дон» и посмотреть его с уже готовой картинкой, где не нужно ничего представлять, нежели взять книгу и прочитать её, пробираясь, в том числе, через ряд сложных для восприятия лексических единиц. И в своих работах я как раз рассказывала о том, что мы можем сделать, чтобы эта картинка в голове у ребёнка возникала при прочтении текста.
– Конкурсные состязания в Подмосковье позади, впереди вас ждёт федеральный этап профессионального состязания. Какие планы на ближайшее и долгосрочное будущее?
– Первое и главное, конечно, готовиться к Всероссийскому этапу. Он для меня начнётся в сентябре-октябре следующего года, то есть традиция такая, что победитель едет только в следующем учебном году. У меня как раз будет впереди год, чтобы нормально подготовиться к этим конкурсным испытаниям. Конечно, с каждым разом уровень ответственности возрастает. Сначала ты представляешь только себя и свою школу, потом ты представляешь муниципалитет. И теперь ты представляешь огромный регион, тем более, как мы знаем, Московская область – один из первых регионов в плане качества образования и передовых образовательных практик, поэтому мне нужно продемонстрировать должный уровень. В ближайший год при поддержке моих коллег и наставников из клуба педагогов Подмосковья я буду готовиться к предстоящим конкурсным испытаниям. В связи с этим отдельно я хотела бы поблагодарить руководство и педагогов своей школы, которые четыре года назад приняли меня в свой коллектив. Для меня они стали дружной семьёй и опорой.
Текст, фото и видео: Дарья Леонова