Голицынский вокзал стал объектом культурного наследия
Здание голицынского вокзала было признано объектом культурного наследия и включено в единый реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации. До этого, с 1 ноября 2022 года его статус был «выявленный объект культурного наследия».
В правом крыле здания расположились кассы, в левом — отдел транспортной полиции. Центральный вход закрыт для посетителей и там находятся помещения для служебного пользования.
Здание привлекает своей до-советской эстетикой. Эксперты описывают его как «эклектику с преобладанием русского стиля», но его красоту будто не решаются выставить напоказ: со стороны вокзальной площади его видно лучше всего, но там — не благоустроенная усеянная голубями пустота. Со стороны моста здание полностью не разглядеть — до середины вокзал закрыт торговыми палатками. Так же и с высоты пешеходного моста парадный вид с надписью «Голицыно» закрыт — почти всегда на первой платформе стоит какой-нибудь товарный поезд. Современной вокзальной инфраструктуре функционально такое здание не нужно: весь пассажирский поток движется через мост и турникеты. В какой момент здание, специально созданное с целью достойно встречать гостей городка оказалось на периферии инфраструктуры?
В семидесятых годах девятнадцатого века Дмитрий Борисович Голицын решил создать дачный посёлок на своих землях на сорок первой версте от Москвы. Так появился Голицынский городок. Для привлечения инвестиции Голицын принял решение построить вокзал — двухэтажное здание, в котором разместились билетные кассы для 3 класса, отдельно — для 1 и 2 классов, с дамской комнатой и телеграфом. С годами Голицынский городок развивался — появлялись новые здания, газовое уличное освещение, открылась гимназия. К годовщине победы в войне 1812 года было принято решение построить новое здание вокзала — оно и дошло до наших дней. Точные сведения о его постройке не сохранились. Известно, что оно появилось в промежутке между 1906 и 1910 годами, а архитектором по некоторым данным был Лев Кекушев. Документально этот факт не подтверждён, но именно этот архитектор указан в современных документах объекта культурного наследия.
В тридцатые годы Голицыно стало местом дачного отдыха советских писателей. Жителями Голицыно, а значит и посетителями вокзала в разное время были Константин Паустовский, Мария Шагинян, Аркадий Гайдар, Муса Джалиль, Алекандр Фадеев, Александр Твардовский, Валентин Катаев, Александр Куприн, Марина Цветаева и Арсений Тарковский.
Реконструкция станции проводилась в 1949 году. Предположительно, изначально вокзал был неокрашен — была открытая кирпичная кладка с белыми элементами декора. Исторические фотографии позволяют предположить, что в вокзал было три входа со стороны посёлка и три выхода на платформу — в соответствии с классами пассажиров. У каждого класса был свой вестибюль, буфет.
Как здание выглядело внутри, сегодня неизвестно. Во внутренних помещениях теперь отделка с использованием современных недорогих материалов, а документацию, по которой можно было бы реконструировать изначальный облик, утеряна.
В дореволюционной России назначение вокзалов несколько отличалось от современных. Это было не просто место ожидания поезда — вокзал был культурным и представительным местом, где люди могли встречаться, общаться и где даже могли проводиться концерты. Недаром существует популярное заблуждение о том что слово вокзал происходит от «вокальный зал».
Вокруг вокзала раньше был ансамбль зданий, который в наше время утрачен. Последним была водонапорная башня, снесённая уже в 2000е годы.
Новый статус защищает сохранившуюся часть культурного наследия, запрещая возводить на его территории капитальные строения, склады; возведение временных построек вроде торговых павильонов; автостоянок; земляные работы без предварительного археологического исследования; рекламные вывески, не согласованные с органами защиты памятников; размещение пожароопасных и вредных материалов.
Никита Сморкалов.
Фото и видео — Никита Сморкалов.