Краеведы развеяли миф о «мертвой деревне» в урочище Лихачево Волоколамского округа
Одно из урочищ Волоколамского округа окутано дурной славой. Как говорят местные жители, его не просто расселили: на этой земле несколько раз пытались жить люди, но место якобы проклято, и из раза в раз опустевает. Специалисты в области краеведения развеяли мифы о таинственном поселении.
Сейчас в поле, заросшем высокой травой, репейниками и кустарником, виднеется только старинная разрушенная церковь. Если проехать мимо этого места, на мобильном телефоне пропадает связь, а с двух сторон от узкой дороги свисают кусты и поломанные деревья. Путь выводит любопытствующих на заброшенный недострой, где когда-то хотели организовать новый поселок с кирпичными домами. При строительстве что-то пошло не так, и шесть двухэтажных домов с контрольно-пропускным пунктом остались пустовать. С того времени и пошли слухи между жителями соседних деревень, что хозяева этого поселка погибли, в этом месте теперь «ходят привидения», а земля в Лихачёве нехорошая. Многие считают, что здесь нельзя ничего построить, и история началась задолго до появления дачного поселка.
Жители начали вспоминать, что рассказывали старики. По слухам, сначала на этом месте жили люди язычники, охотились, рыбачили, избы ставили вкруг Капища. И жизнь шла богатая и весёлая. Потом пришёл новый владелец села. Был повышен оброк. Построил деревянную церковь, но как-то сразу не заладилось: несколько селян умерло странной смертью, церковь погорела. Женщин обвиняли в отношениях с дьяволом, а поп даже возглавил вырубку реликтового леса. Местных жрецов истязали, и они провозгласили: «Луг на нашей крови ждёт погибель».
Согласно легендам, здесь несколько раз пытались возобновить сельскую жизнь, но ничего не получалось. По историческим данным, село находилось в лучшем состоянии даже в первое десятилетие после Смутного времени, когда владельцем его являлся Игнатий Тархов.
«В 1626 году в селе Лихачево имелся храм Николы Чудотворца. После чего село перешло к детям Тархова, в последующем переходило к другим родственникам, а в 1675 во владение вступил Иван Емельянович Спешнев. Он был стольником, командовал Московским стрелецким полком, служил в Астрахани и слыл богатым человеком, имея вотчину в селе Спешнево-Ивановское в Данковском уезде [ныне Липецкая область]», – рассказал краевед, сотрудник МУК МВК «Волоколамский кремль» Владимир Алтаев.
Дворяне Тарховы, перестав быть владельцами Лихачева, тем не менее, продолжали жить в уезде, владея землями в других местах края. Иван Федорович, поручик, служил в нижнем земском суде исправником (1783–1785). Василий Васильевич, секунд-майор, сын Рузского воеводы Василия Ивановича, судьей уездного суда в Волоколамске.
Межевание имения в 1768 году показало: пашня составляла 113 десятин, лес 257 десятин 2200 саженей, пруд, болота, река, усадьба. Всего 394 десятин, и 55 душ населения. Владельцы Лихачева были людьми небедными, но довольно прижимистыми, а так как они не имели в селе своих главных усадеб, то и вложения в эти имения были минимальными. Особенно это проявилось в ситуации со сгоревшей церковью: они решили сэкономить и не строить новую.
В 1775 году владелица усадьбы в селе Ботово построила новую кирпичную церковь, не разбирая старой. В 1781 году лихачевские священники и земельные собственники купили у князя Василия Долгорукова-Крымского старую ботовскую церковь и обратились в Переславскую духовную консисторию с просьбой дать согласие на перенос ее в село Лихачево. Согласие было получено, церковь разобрали, перевезли и девятого мая 1783 года архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря освятил новоявленную церковь. Она действительно не имела серьезных дефектов и простояла до 1848 года, когда исчезла в огне пожара.
В начале XIX века в Лихачеве появились семьи Фроловых, Морозовых, Новиковых, Обуховых. После изгнания французов из России жизнь стала налаживаться: село насчитывало 20 дворов с населением 192 души (мужской пол составлял 89 душ). В 1852 году после пожара в селе построили новую деревянную церковь Святителя Николая и оформили землю под «новое» кладбище.
«В конце XIX века здесь построили кирпичный храм. Действовал он до второй половины 30-х годов. После войны село было признано неперспективным и его расселили. С тех пор оно и опустело. Это связано с укрупнением колхозов, а не с мифами о «нехорошей» земле», – добавил Владимир Алтаев.
В 1960-х годах прокладывали новую дорогу между селами Спас, Пагубино, Рюховское и другими. В тот же период времени были уничтожены несколько церквей в близлежащих населенных пунктах, и происходило расселение небольших деревень и сел, в том числе и Лихачево. Поля вокруг церкви в советское время ровняли тракторами, остатки домов отодвигали к лесу. Как говорят специалисты, и сейчас в земле ближе к лесу можно обнаружить кирпичи от печек лихачевских домов.
За церковью в селе находилось старое кладбище, где сейчас видны огромные ямы раскопанных могильников. Целой осталась только могила красноармейца, который, по-видимому, был захоронен здесь в период Великой Отечественной войны. Говорят, иногда ее даже кто-то навещает.
«Здесь похоронен Козырев Гавриил Андреевич 1896 года рождения. По данным Волоколамского военкомата, был призван на войну 3 сентября 1941 года. Погиб 29 октября 1941 года. В этом селе проживала его семья. У него осталась жена — Козырева Александра Петровна и двое детей: Нина и Иван», – рассказала заведующая сектором информационно-краеведческой работы Волоколамской библиотеки Галина Кулакова.
Сейчас в урочище кроме могилы красноармейца, разрушенной церкви и раскопанных мест захоронения ничего не осталось.
Говорят, заброшенный дачный поселок стоящий недалеко от урочища, снова хотят восстанавливать. А пока множество любопытных жителей округа посещают урочище даже в темное время суток. Пугаясь окружающей пустоты, гости торопятся его покинуть. Некоторые даже рассказывают о нелепых видениях и случайных прохожих в странной одежде, гуляющих по пустынной дороге, ведущей в заброшенное село.