На линии огня: психолог Раменской службы спасения рассказала о своей работе
Светлана работает дежурным психологом экстренной психологической помощи Раменской службы спасения – МКУ «РамСпас и ПЧС». Выполняет разные задачи: принимает звонки на телефон доверия, консультирует граждан, оказавшихся в трудной ситуации, выезжает вместе с аварийно-спасательным отрядом на место чрезвычайного происшествия.
«К нам обращаются люди с острыми жизненными проблемами. Почти всегда – это боль, страх, отчаяние. При этом наша работа не направлена на то, чтобы решить эти проблемы, ведь такое зачастую просто невозможно. Но мы готовы внимательно выслушать человека, снизить эмоциональный негативный фон. В каких-то ситуациях стараемся помочь психо-корректирующими приёмами, которые можем применить в процессе общения, телефонного разговора», — рассказала Светлана.
Психолог отметила, что ситуации, с которыми граждане обращаются по телефону экстренной психологической службы, встречаются самые разные. Это суицидальные намерения, отчаяние от беспомощности, насилие, сложные взаимоотношения в семье, тяжёлые болезни и многое другое. Часто бывает, что люди, страдая от одиночества и своей замкнутости, просто ищут собеседника, готового их выслушать.
Специалист также подчеркнула, что психолог – это не психиатр. Задачи, которые выполняет психиатрия, существенно отличаются от психологической помощи. Но при этом нагрузка на психолога возлагается колоссальная.
Как при этом избежать эмоционального выгорания? Уметь войти в правильное состояние.
«Такой приём в психологии называется «заземление». Находясь в какой-то стрессовой ситуации, вы можете его использовать. Сядьте на стул или диван, чтобы как можно больше ощутимого пространства к вам прилегало. Также можете встать, плотно прислониться к стене. Главное — почувствовать опору. А затем нужно выполнить дыхательное упражнение, глубоко вздохнуть, прислушаться к своему дыханию», — порекомендовала психолог.
Директор МКУ «РамСпас и ПЧС» Виталий Столбов отметил, что сотрудники экстренной психологической службы еженедельно принимают несколько десятков сообщений, в том числе телефонных звонков и выездов на место происшествия. Чтобы успешно справляться с такой работой, необходимо обладать высокой стрессоустойчивостью.
Текст, медиа — Ирина Моисеева