Экономика 19 октября 2023 10:56

В Подольске отгрузили первый реактор для ледокола «Чукотка»

Автор: Добрынина Галина

Машиностроительный завод «ЗИО-Подольск» (предприятие Атомэнергомаш) 19 октября отгрузил первый реактор РИТМ-200 для универсального атомного ледокола (УАЛ) проекта 22220 «Чукотка». «Сердце» ледокола доставят на верфь в Санкт-Петербурге. Завод уже работает со вторым реактором и планирует отправить его до конца 2023 года. К 2026 году ледокол «Чукотка» с двумя реакторами РИТМ-200 должен войти в состав самой мощной в мире морской ледовой дружины атомоходов для Северного морского пути. Ядерные реакторы позволят пробивать лед толщиной в три метра. Это уже доказали на практике действующие ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия» с двумя ядерными реакторами РИТМ-200. 

В мероприятии приняли участие заместитель генерального директора по судостроению, плавучей энергетике и морской технике АО «Атомэнергомаш» Владимир Аптекарев и заместитель директора Дирекции СМП Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко. При их участии реактор РИТМ-200 весом 147, 5 тонны в транспортировочной упаковке отгрузили на транспортер. Доставлять его будут специальным железнодорожным транспортом. По железной дороге реактор довезут до станции «Новый порт» в Санкт-Петербурге, где перегрузят на баржу и по воде доставят на верфь.

«Три новых ледокола проекта 22220 ранее уже приняты в строй и успешно используют продукцию «ЗиО-Подольск». Перспективы завода большие и с точки зрения продолжения серии выпуска реакторов для серии ледоколов проекта 22220, и нового ледокола «Лидер», и для плавучих энергоблоков, строительство которых уже начато. Видим большие перспективы по дальнейшему наращиванию строительства энергоблоков под энергетику как РФ, так и зарубежных партнеров», — сказал заместитель директора дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Максим Кулинко. 

Заместитель генерального директора «Атомэнергомаш» (ГК «Росатом») Владимир Аптекарев отметил, что помимо ледокольного флота реакторные установки РИТМ планируют использовать для 15 плавучих энергоблоков в ближайшие 15 лет. 

«Из них четыре блока уже заказаны и изготавливаются для конкретных заказчиков. На каждом блоке по два реактора РИТМ-200. Это означает, что работой «ЗиО-Подольск» будет обеспечен. Все новые проекты по плавучей энергетике, связанные с зарубежным рынком, а это потенциально флот, начинающийся от 8 плавучих энергоблоков, также дополнительная большая работа для «ЗиО-Подольск», — добавил Аптекарев. 

В «ОКБМ Африкантов» для ледокола нового поколения «Чукотка» изготовили ключевое оборудование парогенерирующего блока. В него вошли блок труб и устройств, шахта внутрикорпусная и крышка реактора. Изготовлением корпуса реактора и финальной сборкой занимался «Зио-Подольск». Завод выполнил уникальную операцию по сборке корпуса реакторной установки.

Одним из ключевых этапов сборки корпуса реакторной установки стал замыкающий сварной шов, который соединил две половины корпуса. Автоматическая сварка шла при непрерывном подогреве металла до 200 градусов в течение 7 дней. Рабочие работали в три смены.

Количество наплавленной металлической проволоки составило почти 600 кг, толщина шва – 150 мм. По окончании сварочных работ провели термическую и механическую обработку корпуса реактора, проверили качество сварного соединения.

В ходе работ применили технологию управляемой сварки, разработанную специалистами. Ноу-хау заводчан позволяет контролировать и управлять сварочными деформациями и сохранять заданные значения размеров изделия.

Для соединения корпуса реакторных установок «РИТМ-200» применяется автоматическая сварка под флюсом. Высокая степень механизации сводит к минимуму человеческий фактор и повышает производительность. Также хорошо защищает сварочную ванну от воздействия окружающего воздуха и дает низкий коэффициент потери электродного металла.

Специалист делали автоматическую наплавку антикоррозионного покрытия на внутренней поверхности детали корпуса – обечайке с патрубками. Технологическая операция выполнялась ленточным электродом под слоем флюса. Процесс автоматической наплавки длился около 21 дня. Работы велись непрерывно в три смены. Общая масса наплавленного металла составила примерно 1,5 тонны. Антикоррозионная наплавка обеспечит защиту основного металла в течение всего ресурса эксплуатации оборудования

На «ЗиО-Подольске» создал уникальный инструмент для обработки корпусов перспективных ледокольных реакторов. Режущий инструмент с демпфирующими виброгасящими элементами предназначен для высокоскоростных методов глубокого сверления крупных отверстий в реакторном корпусном оборудовании. Впервые в России и мировой практике судостроения реализован комплекс уникальных запатентованных технологических решений, позволивших с «нуля» освоить производство корпусного реакторного оборудования для судостроения: энергетические установки «РИТМ-200» и «РИТМ-400». Внедрение данных технологий позволило сократить цикл изготовления реакторного оборудования до 20%.

Российский водо-водяной ядерный реактор РИТМ-200 с интегральной компоновкой разработали в АО «ОКБМ Африкантов». Четыре парогенератора реактора впервые интегрировали в корпус активной зоны, ранее они находились в отдельном корпусе и соединялись с первым контуром теплоносителя трубопроводом. Новая интегральная компоновка помогла сэкономить место и материалы и повысить безопасность за счет снижения риска утечек из первого контура реактора. Также это облегчает монтаж и демонтаж установки.

Реактор имеет высокий ресурс, коэффициент использования установленной мощности и период непрерывной работы. Для его работы требуется минимальное количество перегрузок активной зоны. К тому же установка обладает низким уровнем энергопотребления, что пошло на пользу ледокола в целом.

Большая часть российской береговой линии проходит в северных морях, где практически нет незамерзающих портов. Ледоколы необходимы для бесперебойной поставки грузов между европейской частью страны и Сибирью, а также по Северному морскому пути (СМП).

СМП является судоходным маршрутом и главной морской коммуникацией в российской Арктике. Одной из стратегических целей Госкорпорации «Росатом» является сделать Северный морской путь эффективной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Проходит СМП вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцово, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина этой транспортной артериии составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения.

Параллельно на предприятии АЭМ ведут работы по мехобработке деталей первой реакторной установки «РИТМ-400» для новейшего головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер».

Автор Галина Добрынина

Фото и видео Галины Добрыниной

Всего: 31
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425015
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425016
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425017
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425018
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425019
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425020
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425021
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425024
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425025
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425026
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425027
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425028
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425029
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425030
19-10-2023
подольск, ЗИО Подольск, ледокол,
#0000425031
19-10-2023
00:02:12
/mediabank_mount//23979/32da6d7482477e575d2d610e23dd644d.jpg
#0000425037
19-10-2023
00:00:50
/mediabank_mount//23979/43fda5a0eac71c15cf81cfbb5ca73483.jpg
#0000425072
19-10-2023
00:01:42
/mediabank_mount//23979/56f98f6f6ab2989893105f6d42907ca3.jpg
#0000425073
19-10-2023
00:00:32
/mediabank_mount//23979/371ce4220a96a253fe9cf2bb2e6d16b6.jpg
#0000425074
19-10-2023
00:01:23
/mediabank_mount//23979/cec5c1ca4537c665b6420855630de2c7.jpg
#0000425075
19-10-2023
00:00:16
/mediabank_mount//23979/3f0b1235683c12c12a6ca6517ce1f9fd.jpg
#0000425076
19-10-2023
00:04:44
/mediabank_mount//23979/22c9a3b44320541fbee1a63ef6d2d1ed.jpg
#0000425077
19-10-2023
00:01:49
/mediabank_mount//23979/605923a88f5f54a852774ff4614d0f41.jpg
#0000425078
19-10-2023
00:00:28
/mediabank_mount//23979/8a469664d57cc43d48c3edbc4bf17bc2.jpg
#0000425079
19-10-2023
00:00:12
/mediabank_mount//23979/0665e8a8dc9cb4ebfa96b7bcdccd5a83.jpg
#0000425080
19-10-2023
00:00:11
/mediabank_mount//23979/2b56864d64853482f180487e198f575a.jpg
#0000425081
19-10-2023
00:00:27
/mediabank_mount//23979/10cbbce532ada247de03b50b5a3b204b.jpg
#0000425082
19-10-2023
00:00:12
/mediabank_mount//23979/1eae406da9bd115244e2218ea14d1879.jpg
#0000425083
19-10-2023
00:00:11
/mediabank_mount//23979/8f21e3e2bed9d244990387b95285d04a.jpg
#0000425084
19-10-2023
00:00:11
/mediabank_mount//23979/cb0b6827b4667a5f47c10b38d62ca0fe.jpg
#0000425085
19-10-2023
00:00:11
/mediabank_mount//23979/383028b9f07614d762ec818056757bfe.jpg
#0000425086
19-10-2023