«Глина и глазурь – мои актеры. Я режиссер и ставлю с ними спектакль»: 26 лет семья Куприяновых работает с керамикой по Станиславскому
Керамическая мастерская Ильи и Ирины Куприяновых — первая в Звенигороде. В бывшей котельной дома детского творчества она разместилась в 1997 году.
Здесь нет разовых мастер-классов для развлечений. Ирина Куприянова порой годами занимается с человеком, который в результате получает настоящую профессию.
Илья Куприянов в профессии с детства. Его отец — Георгий Куприянов — известный мастер. В Петровском храме Высоко-Петровского монастыря его руками создан уникальный керамический иконостас.
Мама Ильи работала на Конаковском заводе, расписывала керамические изделия. Детство он провёл среди мастеров и художников. На территории завода были мастерские студентов художественных учебных заведений, где они создавали дипломные работы. Наблюдая за их работой, Илья в раннем возрасте определился с профессией и решил, что будет учиться в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Там он познакомился со своей женой Ириной.
«Я хотела быть художником, к керамике изначально никакого отношения не имела, а Илья хотел быть именно керамистом. Когда мы закончили учёбу, переехали в Звенигород, здесь жили мои родители. Я устроилась на работу в изо-студию дома детского творчества. Для занятий керамикой в городе условий не было, Илье приходилось ездить практиковаться в творческие группы, мастерские», — рассказывает Ирина Куприянова.
«Отсутствие регулярной практики — серьёзное препятствие на пути мастера,— считает Ирина. — Когда я закончила училище, в профессии была ещё «полуфабрикатом». Только на практике мы догоняем свою профессию».
В Звенигороде закрылась старая котельная дома детского творчества, работавшая на дизеле. Отопление перевели на газ, а старое здание опустело. Помещение идеально подходило для мастерской, и Куприяновы стали думать, как получить здание в собственность. Как член Союза художников, Илья Куприянов мог претендовать на помещение для мастерской. Но прецедента перевода муниципальной собственности такого типа в частную на тот момент ещё не было. Илья подошёл к переговорам творчески — организовал международный керамический симпозиум на территории бывшей котельной. Приехали художники из разных стран и со всей России. Сами построили во дворе деревянную печь для обжига, днём работали в мастерской, ночевали в доме детского творчества. Яркое событие в сфере искусства повлияло на решение власти. У художника появилась своя мастерская. В будущем в этих стенах будут расти новые мастера, появится звенигородская керамическая традиция.
Илья Куприянов сравнивает глину с «умным деланием» православных монахов: «Глина — как океан «Солярис». Материал умнее автора. Нужно слушать и слышать глину, получать от неё обратную связь. Когда мастер работает с любой стихией, он не может быть диктатором. Если садовод не понимает свою почву, пытается вырастить лён там, где хорошо растёт картофель, у него ничего не получается. В керамике также: нет плохой глины, есть глина для разных задач. Я режиссёр, а мои выразительные средства — глина и глазурь — мои актёры. Мы ставим спектакль. Какие-то «актёры» друг с другом конфликтуют, какие-то дружат.Нужно делать пробные изделия — я это сравниваю со школой разведки. Обжёг пробное изделие — это разведчики принесли информацию, анализируй. Довольно скучная, рутинная работа, не привычная для молодежи, которые хотят сразу всё освоить и монетизировать».
Когда появилась полноценная керамическая мастерская с печью для обжига, Ирина Куприянова организовала детскую студию керамики «Сирин». Керамика — материал долговечный и годы работы с учениками оставили свой след. В доме детского творчества можно увидеть монументальное произведение — большое панно с изображением сказочной карты. На первом плане — Звенигород, на горизонте — Москва, посередине — Захарово, где живёт Кот Учёный из пушкинской сказки. В небе — птица Сирин. Во дворе дома детского творчества — солнечные часы, которые используются на уроках астрономии. Детали, требующие астрономической точности, Ирина делала сама, а символы знаков Зодиака — ученики. Работы студии есть и в городе. Например, кашпо на морскую тему в интерьере бассейна в детском саду №7.
Практика — самое главное в становлении мастера, — подтверждает Илья Куприянов.
«Я говорил чиновникам, чтобы они награждали успешных учеников не просто грамотами, призами, деньгами, а работой, за которую можно платить деньги. Когда ученик сделает хорошую работу и получит за неё деньги, тогда он действительно растёт. Ученик может что-то получить от учителя, а что-то можно понять только самому, — считает Илья. — Некоторые вещи не нужно брать «с рук», нужно пробовать, экспериментировать и получать свой собственный опыт. Так ты делаешь множество «странных открытий». Иногда люди пишут мне на почту вопросы, вроде «Можно ли обжечь игрушку в русской печи?» Я даже не отвечаю. Сделай игрушку, обожги в русской печи — узнаешь».
Мастера Куприяновы специализируются на крупных формах — архитектурном, интерьерном декоре. Когда они демонстрируют образцы своих работ, используют, порой, музыкальные термины. Например, «сыграть» колонну в зале. Так, в помещении центра изучения русской культуры заказчик попросил оформить колонну. Куприяновы её «сыграли», нанеся изображение русского алфавита буквицами в виде сказочных зверей.
У педагога Ирины Куприяновой своё «странное открытие» — керамику можно осваивать в любом возрасте.
«Однажды я проводила занятия с группой детей. Родители скучали в стороне без дела. Я пригласила их поработать вместе с детьми и обратила внимание, что взрослые выполняют детские задания с таким же интересом и азартом. Я поняла, что в обучении взрослых и детей никакого отличия нет. С тех пор начала набирать взрослых людей на занятия. Некоторые ходят много лет. Семеро учеников приобрели свои печи и стали самостоятельно заниматься керамикой. Детям говорю, что здесь они становятся готовыми мастерами и обретают первую профессию», — рассказывает Ирина.
Дети Куприяновых — Анна и Дарья — тоже стали керамистами. С детства вместе с родителями изготавливали глиняные изделия. С возрастом освоили и новые специальности, занимаясь музыкой, мультипликацией.
«Однажды летом я сказал, что они бездарно проводят свои каникулы, хотя могли бы заработать денег больше, чем средняя зарплата в городе. Для этого нужно было по четыре часа в день делать свистульки из глины. Дочери согласились. Я отнёс свистульки в сувенирную лавку монастыря. Выручка оказалась больше дневной зарплаты мамы в доме детского творчества», — делится опытом Илья.
Спустя 36 лет работы в доме детского творчества, Ирина ушла, решив сосредоточиться на семейной мастерской. Здесь же трудится и мама Ильи — Елена Куприянова. В пожилом возрасте она начала рисовать графику, создала внушительную серию работ, мастерских по исполнению.
26 лет работает в Звенигороде керамическая мастерская Куприяновых. За это время они создали множество изделий и воспитали поколение учеников.
Никита Сморкалов.
Фото и видео — Никита Сморкалов.