О творчестве и путешествиях в преддверии 87-летия: протвинский художник Виталий Губарев получил звание Народного
Протвинскому художнику Виталию Губареву указом президента России Владимира Путина присвоено звание Народного художника Российской Федерации. Больше пятидесяти лет мастер офорта отдал Протвино. Накануне своего 87-летия, Виталий Петрович рассказал о творчестве, путешествиях и первых годах в наукограде.
Виталий Губарев родился в 1936 году под Самаркандом. Окончил Республиканское художественное училище в Ташкенте, после получил высшее художественное образование в бывшей «Строгановке».
В Протвино художник приехал из Снежинска — города в Челябинской области.
«После «Строгановки» нас распределяли. Кто из Москвы – оставался в столице, а нас по всей стране. Кого в Красноярск, кого в Сороковку, меня в Снежинск. Там за семь лет тоже много сделал: дворец культуры, торцы жилых зданий мозаикой. В Протвино я приехал 18 апреля 1971 года, на Пасху», — вспоминает художник. – «За год до этого нам предоставили сюда командировку, чтобы мы ознакомились. В ноябре это было, день был пасмурный. Ну, поселок и поселок. Дома были на Молодёжном, Победе, ДК стоял, магазин «Восход» был».
Подмосковье было уже хорошо знакомо Виталию Петровичу.
«Мы, как студенты, выезжали на этюды. Все окрестности Москвы мы знали. Подмосковье было второй родиной. И сюда попасть — это было счастье!».
Перед Виталием Петровичем и другими художниками была поставлена задача начальником Главного управления по художественному оформлению наукоградов Минсредмаша Александром Коротковым — монументально-декоративное оформление юного Протвино. Весь, тогда еще поселок, предстал перед мастерами как холст.
«Нам сказали делать все: от ложки до высотных зданий», — рассказывает художник. – «Мы за дело взялись. Мастерские все на цокольных этажах домов были. Чеканку 2,5х4 метра для Дома ученых делали. Когда начали ее колотить — жильцы дома восстали. Гром представляете какой стоял? А сроки горят. К 7 ноября Дом ученых нужно сдать. На стену чеканку сами крепили, строители отказались помогать. Более половины оформления города — работа нашего отдела. Очень большой объект был гостиница «Протва»: вестибюли, поэтажные холлы, ресторан. Целый комплекс: чеканки все наши, светильники...».
Виталий Петрович — дипломант Российской Академии художеств 2005 года. Участник более ста выставок в России и за рубежом — Франции, Германии, Италии, Индии, Болгарии, Финляндии. Персональные выставки состоялись в городах: Москва, Серпухов, Протвино, Пущино, Нью-Йорк, Милан, Дели, София, Санкт-Августин, Сомеро, Ферне-Вольтер.
Путешествия сопровождали мастера с юности.
«Пол-России объезжено, вот кадры освоения Енисея, на плотах спускались», — показывает фото на стене Виталий Петрович. – «Два похода было. Плот сами собирали, капитальный плот, с мачтой и с рулевым управлением – колесом от телеги. Перед защитой диплома первый поход был. Там, когда дежуришь, убираешься, готовишь на всю команду, и в это время выгадываешь, чтоб порисовать. Темперу брал. Один раз со спортсменами сплавлялся, разряд обещали, да я отказался, какой я спортсмен?».
В мастерской художника легко встретить живописные полотна и графику с изображениями Старого света.
«Первый мой выезд за границу – месяц в Финляндии, где я преподавал офорт. Я по-фински не говорю, они по-русски. Все было на мимике и на каких-то междометиях, и когда я уезжал, составил список фраз на прощание: «спасибо за гостеприимство, приезжайте в Москву, счастья вам, удачи», вот это все на финском. А они, провожая, стояли и хором скандировала: «Ни-ког-да! Ни-ког-да!». Я на занятиях, когда неудачи какие-то были, им говорил: «Не-не, это ни-ког-да». И они это запомнили. Вот такая комедия была. В Италии познакомился с правнучкой Жуковского — поэта, воспитателя Александра I и покровителя Пушкина. В Протвино жил доктор наук Клименко, он часто за границу ездил и там показал Жуковской мою работу. Она в восторге, говорит: «Я хочу видеть маэстро». Вот я и поехал. Два года к ней ездили. Потрясающая была женщина из старорусских аристократов. Такая гордая, красивая, хоть и пожилая».
Не прекратил художник путешествия и после 80-летнего рубежа: «Последние годы на север ездил, Архангельский край и Мурманская область, в прошлом году на Волгу ездили по горам лазили».
Но годы берут свое, сейчас Виталий Петрович при ходьбе пользуется тростью. На вопросы художник в шутку отвечает: «На дискотеке девчонка красивая на ногу наступила. Самоирония спасает».
Вся мастерская Виталия Петровича с фотографиями, афишами выставок, вещицами из разных уголков мира обволакивает атмосферой. Хочется сидеть и слушать истории из долгой и насыщенной жизни маэстро. Народного художника Российской федерации. Но официальное ли звание делает художника народным?
Текст, фото, видео: Анна Мороз