Воспитать чемпиона: тренер спортшколы «Белка» в Котельниках рассказала о работе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья
Совсем недавно в Котельниках отшумел традиционный конный фестиваль для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Золотая осень». Он собрал почти 400 участников со всей России. Имена спортсменов-дебютантов и маститых конников вписаны в его историю. За каждой победой – огромный труд не только спортсмена, но и его тренера. Об особенностях работы со спортсменами с ОВЗ рассказывает тренер спортивной школы олимпийского резерва «Белка», официальный тренер в составе сборной команды РФ по паралимпийской выездке Марина Асфандиярова.
- Марина Владимировна, прежде всего, расскажите, пожалуйста, какими соревновательными видами представлен конный спорт для спортсменов с ОВЗ?
- В конном мире для людей с ментальными нарушениями существуют специальные Олимпийские игры со своими программами и требованиями. Они построены на игровых видах деятельности. Во время соревнований спортсмену необходимо взять предмет, перенести его с места на место, объехать правильно колпачки или стойки... И главный критерий оценки судьями – точность, качество исполнения.
Для людей с двигательными нарушениями и слепых – паралимпийская выездка. Это классический вид спорта; в зависимости от тяжести заболевания паралимпийцы классифицируются в пять категорий. Первая включает самые тяжелые поражения, и Владислав Пронский (абсолютный чемпион России по паравыездке 2020 года, ученик Марины Асфандияровой) у нас всадник первой категории. Пятая представлена незначительными патологическими изменениями.
На первом уровне всадник выполняет только шаговые упражнения; на пятом представлены все аллюры с выполнением определенных элементов высшей школы верховой езды.
- Как в ребенке с ОВЗ разглядеть спортивный потенциал? На что обратить внимание?
- На мотивацию родителей. Все должны понимать, что эти заболевания не лечатся. Можно развить способности ребенка, если заниматься не с его диагнозом, а непосредственно с личностью, его эмоциональными и физическими возможностями. И для детей огромную роль играет мотивация их родителей. От того, насколько родители готовы и могут замечать крохотные подвижки в лучшую сторону, насколько они идут в одной связке с тренером, зависит результат. Важно и ребенку объяснять, что он молодец.
- Как научить спортсменов с ментальными расстройствами правильно выполнять упражнения во время тренировок?
- Если мы говорим о спортивном росте конника с ментальными нарушениями, его подготовке к специальным Олимпийским играм, тренер должен трезво оценивать степень своего взаимодействия с ребенком.
Аутист, чтобы ему быть в контакте, должен «проснуться». Вспомните, каждый из нас хоть пять минут, да зависнет в себе, в размышлениях, или наоборот, словно в пустоте. Вывести нас из такого состояния можно голосом или прикоснувшись. С детьми с расстройствами аутистического спектра тоже самое. «Будить» их надо очень аккуратно – когда аутиста выводишь из его мира, где ему удобно и комфортно, в мир, где машины, чужие люди, собаки: страшный мир, где нет защищенности, возникает агрессия. Это может быть аутоагрессия, когда человек себя кусает, она может быть направленной на родителя, на животное, на иппотерапевта. И важно научить ребенка с этой агрессией справляться, а обучать его можно только когда он «включен». Тогда ребенок вас видит, взаимодействует и может усваивать установки – от простого к сложному. Включился ребенок в работу, вы дали установку, дождитесь ее исполнения. Не среагировал – снова «достаем» через тело и добиваемся исполнения поставленной задачи. А дальше работа идет на увеличение интервала включенности.
Родители должны быть с тренером на одной волне. «Надевай куртку», — говорит мама, а потом сама берет ее и надевает на ребенка. И ребенок понял, что стараться не надо. Он и на тренировках не будет стараться – нет такого навыка.
- Тренировка спортсменов с опорно-двигательными нарушениями сильно отличается?
- И да, и нет. Нет, потому что это все равно навык взаимодействия с лошадью. Повернуть, точно остановиться, сделать правильный круг, змейку... Да, потому что спортсмен-«опорник» может иметь незначительные поражения, но из-за них большие сложности.
К примеру, у «опорников» зрительная ориентация бывает хуже развита, чем у «ментальников». С поражением одной стороны зрительное пространство искажается, нервные сигналы передаются в искаженном виде. Например, спортсмен делает змейку в манеже в одну сторону и четко доезжает до бортика, а в другую – нет. Так что процесс тренировки разный: у «ментальников» игровые методы, отработка взаимодействия друг с другом. А здесь – механическая накатка схем движения.
Еще развитию «опорников» в спорте часто мешают страхи. И очень многое зависит от тренера: насколько правильно он подобрал лошадь, насколько от него идет поддержка морально-волевых качеств. Тренер должен показать, что задуманное реально и не страшно, а лошадь надежная.
- Спортивная лошадь для конника – полноправный партнер. Какой она должна быть для спортсменов с ОВЗ?
- Требований много. Прежде всего – с хорошим темпераментом, добронравная, уравновешенная. И отлично подготовленная тренером-берейтором. Прекрасно в работе со спортсменами с ОВЗ зарекомендовали себя кобылы. Они не все, но очень часто обладают развитым материнским инстинктом и очень бережно относятся к своим всадникам. За время тренерской работы я много раз наблюдала это явление: кобылы несут своих всадников, как хрустальную вазу. Во вторую очередь это мерины. Жеребцы не подходят категорически.
Все лошади должны быть очень хорошо подготовленными. Не должны бояться шаров, мячей и прочего инвентаря. Они должны четко понимать, когда их останавливают, когда их двигают вперед, поворачивают. Для специальной олимпиады мы стараемся отбирать лошадей среднего роста, до 155 сантиметров холке, чтобы ребенок не боялся большого животного.
К лошадям для паравыездки требования еще выше. Лошади шагово-рысевого уровня должны иметь очень правильный природный шаг, потому что этот аллюр сложно развить, можно только чуть-чуть улучшить. И если вся программа у спортсменов первой–третьей категорий выполняется на шагу, то исполняться она должна прекрасным шагом. У лошадей, выступающих под конниками высоких уровней — четвертого и пятого – все аллюры (шаг, рысь, галоп) должны быть правильными.
Лошадь должна быть очень активной, потому что «опорники», как правило, колясочники, и у них слабый посыл, шенкеля, по сути, нет. Она должна быть отзывчивой, послушной, от природы гибкой. И, конечно, красивой, чтобы элегантно выглядеть в манеже.
И, самое главное, лошадь должна принять спортсмена с ОВЗ. Если такой спортсмен сел, и лошадь не стала выкидывать его, то дальше с ней можно работать и учить ее.
- По вашему опыту, самые сильные ваши соперники по паравыездке откуда?
- Из стран, где высоко развита обычная выездка: Германия, Англия, Голландия. А один из сильнейших всадников первого уровня – латыш.
*Для справки:
Владислав Пронский входит в топ-100 мирового рейтинга FEI по паралимпийской выездке, находясь в первой тридцатке спортсменов.
Всего в СШОР «Белка» занимаются 172 ребенка с ОВЗ.
Текст, медиа Ольга Фельдфебелева