Мир на кончика пальцев: полтора часа жизнью слепых гениев прожили зрители Наро - Фоминска
Юные зрители, семейные пары, родители с детьми пришли в арт-пространство Фабрик, не ожидая, что им придётся полтора часа прожить спектакль в полной темноте — на глаза перед началом действа им надели повязки. Теперь только ощущения, звуки и запахи позволяли участникам постановки прочувствовать все, что творится по ту сторону.
В воздухе разливается тишина и непонятное предчувствие. Зрители слышат историю девочки-подростки и вместе с ней проживают приключения, которые заставляют каждого из 50 гостей «посмотреть» по-новому на жизнь незрячих. Возвращаясь из школы, главная героиня, обычный российский подросток, случайно застревает в лифте вместе со слепым профессором. От него девочка узнаёт, что знаменитый поэт Эдуард Асадов в результате ранения на войне стал слепым, но это не помешало ему написать сборники стихов, у французского живописца Клода Моне были проблемы со зрением, но он продолжал писать картины и стал одним из основоположников импрессионизма, а слепой Луи Брайль смог создать шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Знаменитый российский паралимпиец-биатлонист Николай Полухин не раз выигрывал лыжные гонки будучи тотально слепым.
Проживая историю каждого героя, зрителям дается возможность прочувствовать шрифт Брайля и попробовать прочитать слова, трогая пальцами рельеф, постараться с помощью воображения определить, что же изображено на картинах для слепых, а после «отправиться» на лыжную гонку, где прямо в лицо летят брызги воды, а голоса тренеров в мегафон и крики болельщиков буквально оглушают.
Все 50 зрителей по-своему переживают происходящее в зале. Одни елозят на стульях, другие закрывают уши, кто-то молчит и буквально вжимается в спинку. Органы чувств на пределе, а кульминация спектакля не наступает. Сценка перетекает одна в другую и вот уже зрители оказываются в художественной мастерской и в их руки вкладываются мольберты и нужно рисовать: в правом нижнем углу упавшее дерево, луч солнца пробивается через толщу деревьев и медвежата резвятся в лесу. Со стороны забавно смотреть , как «художники» в повязках выводят карандашами невиданных зверей и пытаются повторить картину Шишкина «Утро в сосновом лесу»
За спектакль «Дорогой дневник» «Мамин театр» из Москвы был номинирован на премию «На благо мира», обладателями которой становятся произведения искусства, которые ориентированы на духовное и нравственное развитие.
«Это так необычно, прийти на спектакль и сидеть с закрытыми глазами, ощущать запахи, слышать тысячи звуков, словно другая жизнь. Я рисовала картину, а потом сняла повязку и смеялась, но сердце щемило от любви к миру», — поделилась Анна из Москвы.
«Я ничего не понимала! Сначала мне было страшно, а когда первая затуманенность прошла, я решила довериться происходящему и у меня обострился слух, это было больно. Обязательно нужно ходить на такие спектакли, чтобы понимать, что вокруг нас есть такие люди и им нужна помощь», — рассказала четырнадцатилетняя Диана.
«После таких спектаклей много думаешь. Мне много раз хотелось плакать, снять эту повязку и убежать, ощущения просто зашкаливали.В такой момент понимаешь, что люди с ограниченными возможностями, а особенно слепые, так зависимы от внешней помощи, столько страхов поджидает тех, кто не видят, а мы — зрячие люди, даже не задумываемся над этим. Наши дети обязаны смотреть такие спектакли, желание помочь должно прививаться с детства», — делится переживаниями Мария.
«Я просто залез в шкуру людей, которые нуждаются в заботе, и в одно мгновение стал беспомощным. Мы нужны им, людям с ограниченными возможностями, и я всегда буду помогать им», — поделился одиннадцатилетний Илья.
Актёры театра рассказали, что сначала этот спектакль играли для незрячих, чтобы поведать им историю таких же инвалидов, которые добились успехов в спорте, искусстве, но спустя несколько лет гастролей зрительская аудитория изменилась.
«Сегодня к нам на спектакль в 99% случаев ходят именно зрячие люди, которые хотят погрузиться в темноту и на своей шкуре понять слепых людей. Мы же все утром встаём, то у нас нога болит, то голова. А после того, как спектакль посмотришь, начинаешь ценить то, чем обладаешь,и прекращаешь ныть. И ещё одна цель, которую мы хотели подросткам донести — это рассказать о тех незрячих, которые многого добились в этой жизни», — рассказала режиссер Василиса Гапоненко.
В Наро-Фоминске этот добрый спектакль был показан в 137 раз, а всего за 4 года «Мой дорогой дневник» увидели тысячи зрителей по всей стране.
Автор фото видео текста Лилия Закирова