Кружки не заменят ребёнку родителей: директор «звёздного» детского сада Дубны рассказала, как вырастить гения
Детский сад №11 «Созвездие» в Дубне известен тем, что дети в нем получают всестороннее развитие по различным программам: английский язык, робототехника, театральная или телевизионная студия. Бесконечное количество спортивных секций – в саду есть даже бассейн. Казалось бы, из такого места должны выпускаться одаренные первоклашки и будущие гении. Но Елена Велякова, директор «Созвездия», сразу отвечает: от количества кружков ничего не зависит. А специального секрета и рецепта нет.
«Мы работаем по принципу «не навреди». Большое количество кружков зачастую вредит ребенку: он не должен переутомляться, все занятия должны быть ему в радость. У него должно быть время, чтобы почитать книжку или побегать, подышать свежим воздухом. У нас стоит цель не перегрузить ребенка, а проинформировать родителей, что ребенок может попробовать и решить, какое направление подходит именно ему», - рассказывает Елена.
В «Созвездии» на все «продвинутые» занятия дети начинают ходить с пяти лет. До этого времени идет общее развитие и предшествующая работа по подготовке детей к более сложным занятиям. Но уже тогда внимательные воспитатели могут разглядеть у ребенка определенные склонности: кому-то, например, лучше дается математика, кому-то рисование. А если какие-то темы даются детям тяжело, их прорабатывают особенно тщательно.
«Программы обучения всегда варьируются: когда в начале года детки к нам приходят, мы смотрим на них и адаптируем свою программу. Не детей под программу, а программу под детей, - отмечает Елена Велякова. – Подстраиваемся под запросы родителей: три года назад был интересен английский язык, сейчас – робототехника. Но слушаем и детей: например, в рамках детского телевидения, которое у нас функционирует, дети иногда предлагают такие идеи, которые взрослым бы в голову не пришли. И мы даем детям раскрепоститься, помогаем быть открытыми и общительными. Дети снимают сюжеты, потом садятся и отсматривают, что у них получилось, а что нет».
В процесс обучения ребенка с самого начала вовлекается родитель: на этапе адаптации в саду проводят семейную экскурсию, и родственники изучают сад вместе с ребенком. Потом ходят в группу на первые игровые занятия, вместе знакомятся с остальными детьми и педагогами. Так родитель понимает, куда отдает своего ребенка, а тот уже не боится идти в сад.
«Когда к нам приходит родитель, я сразу говорю: если вы хотите, чтобы ваша жизнь протекала спокойно, вы отдали ребенка в сад и тут же про него забыли – то вам не к нам. У нас и в выходные организовываются совместные походы с родителями: в театр, в поход. К праздникам организовываем мастер-классы и квесты. Ребенок всегда гордится, что его родители пришли в сад и во что-то поиграли с ним», - добавляет Велякова.
Елена отмечает, что детский сад, сколько бы кружков в нем ни было, не заменит ребенку родителей. В условиях постоянной нехватки времени у взрослого ребенок остается предоставленным самому себе и развивается намного хуже.
«Несмотря на занятость, нужно находить время на общение с ребенком, чтобы он знал, что важен и нужен. Не обязательно выделять много времени и денег: достаточно сходить с ребенком в парк, покормить уточек, пособирать осенью листья. Иногда достаточно просто вместе сходить в библиотеку и выбрать книжку, или позвать ребенка помочь с домашними делами. Мы всегда говорим об этом родителям: в условиях нехватки времени надо с пользой проводить каждую минуту», - говорит педагог.
Елена Велякова уверена, что родители и педагоги в саду должны прикладывать совместные усилия по воспитанию: если в садике будет одно, а дома другое, не будет никакого смысла. Нужно соблюдать общий режим дня, чтобы не перегружать нервную систему. В саду ребенку дают попробовать себя в разных направлениях, замечают какую-то изюминку и помогают родителям правильно ее развить. Даже если в будущем воспитанник изменит сферу деятельности, он останется активным и открытым, не будет бояться пробовать новое.
«Основной навык в воспитании ребенка-гения: умение прислушаться к своему ребенку. Не навязывать то, что модно или привычно: если ребенок растет в династии музыкантов, не значит, что он ее продолжит. Не стоит также сравнивать своего ребенка с другими детьми, в оценивании опираться только на его собственные успехи. А дальше союз родителей, педагогов и желания ребенка даст со временем свои плоды», - подводит итог Елена.
Подшефный ОЭЗ «Дубна» детский сад «Созвездие» в феврале получил очередную федеральную награду в конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования-2022». Детский сад активно сотрудничает с резидентами ОЭЗ: например, обучение робототехнике осуществляется совместно с «Цифровым гаражом» и международной школой робототехники и программирования «Лига роботов».