Вторая жизнь одежды: в «Новом Иерусалиме» рассказали о царской традиции перешивать наряды в церковное облачение
Сейчас мы считаем привычным делом давать вторую жизнь ненужной одежде: отдаём её малоимущим или сдаём на переработку. Однако идея эта была не чужда даже царским особам. В музее «Новый Иерусалим» рассказали о церковном облачении, сшитом из платья императрицы Елизаветы Петровны.
При императрице Елизавете Новоиерусалимский монастырь получил второе рождение. К этому времени там накопилось много проблем, связанных с технологическими просчетами при строительстве Воскресенского храма. И императрице пришлось их решать. Известно, что она посещала монастырь несколько раз, последний — в 1753 году, это событие запечатлено на гравюре, которую можно видеть в экспозиции музея. Новоиерусалимский Воскресенский монастырь стал одним из любимых у императрицы Елизаветы, и она сделала туда несколько богатых вкладов.
Заведующая историческим отделом музея Мария Крючкова рассказывает: «Наиболее интересным вкладом императрицы является церковное облачение. Есть документальное свидетельство, что сделано оно из «пунцового платьица её императорского величества». В экспозиции представлены фелонь и покровец, хорошо сохранившиеся образцы декоративно-прикладного искусства XVIII века. В фондах имеется ещё несколько предметов из этого комплекта. Платье некогда было пунцовым, но ткани выгорают, и в первую очередь теряют синие оттенки. Поэтому сейчас цвет скорее бледно-коралловый. Фрагменты упомянутого платья императрицы сохранились и экспонировались в Государственном историческом музее».
Специалист уточнила, что традиция делать церковные облачения из царской одежды началась не с Елизаветы – обычай уходит корнями в средневековье. Ткани были очень дорогими. Шёлк, бархат, парчу в России тогда не производили, их везли либо с Востока, либо из Италии и Франции. Пожаловать царскую одежду в церковную ризницу было распространённой практикой.
«Елизавета Петровна была известной модницей, — продолжает Мария Крючкова. — Её гардероб измерялся в тысячах единиц, и никакое платье она не надевала дважды. На одну юбку шло до 10 метров ткани, а был ещё и шлейф. В каждый наряд было вложено много труда. Единожды надёванное платье могли бы подарить и прислуге, причём из него сшили бы не одну вещь. Но это было не по статусу. Потому пожертвование на церковь было самым оптимальным вариантом».
Еще один подобный пример — диаконский стихарь, который является вкладом императрицы Марии Фёдоровны в придел святой Марии Магдалины Воскресенского собора. Стихарь сшит из такой же ткани с таким же шитьём по подолу, как и платье императрицы, в котором она изображена на одном из сохранившихся портретов.
Текст, фото, видео: Светлана Борщева