Перестаньте спрашивать о школе: ногинский психолог дала рекомендации для родителей школьников
Сейчас разгар учебного года, и порой родители сталкиваются с проблемой: ребёнок не хочет идти в школу, перестаёт справляться с нагрузкой, становится вялым и неактивным. Причины могут быть разными – от физиологических до психологических. Как быть и что делать – разбираемся вместе с психологом молодёжного центра «Юность» Галиной Паскаловой.
- Расскажите, что делать, если ребёнок стал неактивным, а подъёмы в школу вызывают сложности?
- К концу подходит первый учебный триместр. Ко мне стали все чаще приходить дети с проблемой – не хотят учиться, лень, апатия. В первую очередь, это связано со сменой времени года – дождливая погода, отсутствие солнца, нехватка витамина D. Первое, с чего нужно начать — посмотреть, удовлетворены ли все физиологические потребности ребёнка. Возможно, стоит немного изменить рацион, добавить больше овощей, фруктов, полезных напитков. Далее, посмотреть, соблюдается ли режим сна – ведь именно в это время происходит «перезагрузка», и мозг перераспределяет полученную информацию в долгосрочную и краткосрочную память. Следующее, что мы делаем – наблюдаем, какая именно эмоция главенствует у ребёнка. Это могут быть страх, агрессия. Если эти две эмоции чаще всего проявляются – возможно, у ребёнка есть проблемы со сверстниками в школе. Понаблюдайте, о чём он говорит, о чём он ищет информацию в интернете – чтобы приблизительно узнать, о чём он думает. Если поведение поменялось, и вы не можете вывести его на разговор, стоит обратиться к специалисту. Возможно, у него есть проблемы, о которых он не хочет говорить по разным причинам: боится расстроить, боится осуждения.
Затем важно понять, какое значение школе придают родители. Сейчас дети со всех сторон слышат, как важно учиться, делать домашние задания, соответствовать каким-то рамкам. Получается, вся жизнь крутится вокруг школы. Но задача родителей – построить доверительные отношения и их сохранить. В этом поможет смещение фокуса внимания со школы на обычную жизнь – это могут быть какие-то поездки, совместные мероприятия, творчество. Моя рекомендация: перестаньте спрашивать о школе, об оценках, о домашних заданиях. Почему? Ваша задача поддержать ребёнка, а не давить на него. Создать доверительную обстановку дома, чтобы он знал: здесь его всегда примут и поймут. Этого очень не хватает многим ребятам: а ведь очень важно иметь место, где можно расслабиться и просто почувствовать себя любимым и значимым. Поэтому начните говорить о себе – о своих переживаниях, достижениях, о том, как прошёл ваш день. Это будет первый шаг к построению близких отношений с детьми. Многие ребята не знают, чем занимаются их родители – и это создаёт дистанцию. Совместная деятельность сближает, и ребятам проще делиться тем, что их беспокоит. Так ребёнок научится говорить о себе и поймёт: если родители делятся своими переживаниями, то и он может. И у него появится ценный навык «проговаривания» того, что происходит в жизни.
- А как помочь ребёнку, если он не справляется со школьной нагрузкой?
- Первое – нужно посмотреть, насколько целесообразна эта нагрузка. Может быть, у него много дополнительных занятий и кружков. Если нам кажется, что танцы и рисование – это отдых, то это не так. Это тоже требует усилий, ведь нужно соблюдать рамки, выполнять указания преподавателя. Затем нужно посмотреть, есть ли у него физическая активность, или он весь день сидит – в школе, дома. Наша энергия вырабатывается во время физической нагрузки, и если её нет, то причина вялости может быть в этом. Если успеваемость вдруг упала, всегда есть причина. Может быть, конфликты со сверстниками, недопонимание с учителями – это нужно выяснить. И часто дети очень плохо умеют распределять нагрузку – им нужно помочь организовать рабочий процесс и пространство.
Задача взрослых — не сидеть рядом и делать уроки вместе, а организовать условия, чтобы он мог делать всё сам. Важно, чтобы он знал, где можно посмотреть домашнее задание, где лежат учебные материалы. Желательно, чтобы он выписывал то, что нужно сделать, на листочек: лучше, чтобы всё было зафиксировано его рукой. У детей часто отсутствует чувство времени, поэтому они могут сидеть за заданиями по 4-5 часов. Важно приучить ребёнка более эффективно учиться. Пусть он начинает с самого сложного предмета и ставит таймер на 20-25 минут. В этом время он делает столько, сколько успеет – и не отвлекается на посторонние вещи. Затем следующий таймер – 5-10 минут на отдых. После 20-25 минут концентрация внимания падает, поэтому сидеть за одним заданием по два часа нет смысла. Часто процесс выполнения уроков затягивается – и получается, что ребёнок попадает в день сурка: сон, школа, уроки, и так по кругу. Нет свободного времени, нет разделения между работой и отдыхом. Поэтому важно приучить его разбивать нагрузку. Необходимо, чтобы у него было своё рабочее место, где нет мешающих факторов. Внешние источники информации отвлекают, и он не сможет сконцентрироваться на заданиях.
Важный момент: у ребёнка обязательно должен быть минимум час свободного времени в день. Частая проблема: родители думают, что дети всегда должны быть чем-то заняты. Но ведь отдых – это наша потребность. Поэтому дети порой уходят в компьютерные игры, в телефон – они вроде бы что-то делают, но отдыхают: находят такой способ ничего не делать. Однако это тоже нагрузка для мозга – ведь он получает информацию. Поэтому важно выделять свободное время, когда он может заниматься чем угодно: лежать, танцевать, читать. Необходим баланс между «хочу» и «надо».
- Как быть, если дети – или родители – слишком сильно переживают из-за оценок?
- Очень часто родители видят в детях свою самореализацию. Получается, успешность ребёнка – показатель успешности родителей. Если у него что-то не получается, то я плохой. Поэтому многие родители в детях отыгрывают свои нереализованные сценарии: в детстве хотел петь, не получилось – и мой ребёнок должен заниматься вокалом и выигрывать все конкурсы. Такая компенсация несбывшихся мечт родителей. То же самое и с оценками. Родители из-за комплекса вины начинают делать неадекватные вещи – стыдить детей, манипулировать ими. Ребёнку и так тяжело – а тут ещё и страх, что он чего-то лишится. Это катастрофа – ведь для него самое страшное, это быть покинутым и брошенным. Когда родители ставят оценки выше любви к ребёнку, для него это невыносимо. Если вы считаете, что ваш ребёнок обязан быть отличником только потому, что он ваш, задайте себе вопрос: где у вас есть неудача, где вы не проявились, где вы можете реализоваться. Как правило, если у родителей своя жизнь не сложилась – профессиональная или личная – то они живут успехами и жизнью детей. Почему, что это даёт? Скорее всего, есть глубинная травма, которая привела к созданию такого сценария. Но ребёнок – это не вы, это отдельная личность, со своими талантами и особенностями. Задача — не отыграться, а увидеть его способности и таланты и раскрыть их. В созидании и раскрытии и заложено ощущение счастья. Когда родители приходят и жалуются, что ребёнок не учится, важно понимать: вы хотите успешного и несчастного ребёнка, или не такого успешного, но счастливого?
Автор текста, фото и видео: Ксения Пашуто