Старинная шкатулка с секретом и комод по эскизам Шехтеля. Реставратор из Наро-Фоминска дарит жизнь вещам из прошлого
«Не могу пройти мимо диковинки!» Выброшенные на свалку, найденные в интернете, вещи «с памятью» Евгений Малышев восстанавливает месяцами.
Творческий беспорядок - обычная рабочая обстановка мастера. Гаражи его друзей, собственная квартира заполнены вещами с историей, и каждая ждёт своего часа.
«Современный бездушный хай-тек заставляет людей избавляться от старых вещей, а я не могу пройти мимо. Нахожу интересное везде: на площадках в Интернете, бывает и возле мусорных баков обнаруживаю «донора» - это старые деревяшки, которые идут в дело, становятся основой для будущей диковинки, - делится мастер.
А всё началось с детства. В подростковом возрасте Женя ходил в кружок резьбы по дереву, где мальчишек увлекал основами реставрации хороший преподаватель. Он возил ребят по музеям, давал читать интересные книги советских авторов, прививал любовь к «деревяшкам». И со временем детское увлечение переросло в профессиональный навык.
Молодой человек выучился на зубного техника, работал в стоматологическом центре, там же отточил своё мастерство работы с инструментами, которое позже очень пригодилось в реставрационном деле.
В среднем на реставрацию одного объекта уходит от двух до четырёх месяцев. Бывает и так, что вещь «из рук валится», вдохновения на неё нет или нужно хорошо подумать, к примеру, как восстановить хитрые механизмы открывания-закрывания дверей. Тогда мастер откладывает работу до лучших времён и возвращается к ней спустя месяцы. Большая часть мебели после реставрации продаётся и это уже не просто экспонат, ею пользуются.
«В каждый шкаф, буфет, стол раньше мастер вкладывал задумку, нервы, силы, душу, здоровье. В этой мебели есть не только история, но и мастерство, профессиональный подход. Если к ней приложить руки, она ещё века прослужит», - замечает автор работ.
Инструмент у Евгения, как у хирурга, выложен на столе по очереди применения. Но в отличие от медицинского, он вовсе не профессиональный. Вот - обычный советский столовый нож. Реставратор говорит, что он просто незаменим для каннелюр. Эти вертикальные желобки получаются идеальными после обработки столовым прибором, специально заточенным под реставрацию.
«Иногда на коленке приходится изготавливать инструмент, так сказать, импровизировать, нужные не продаются. Фрезы, боры прошу у стоматологов или где подвернётся. Но главный инструмент - мой ножичек, сделанный своими руками. Он аккуратно снимает все старое покрытие, лак. Вот недавно я им снял 5 слоев краски, а смывка химическая не справилась, не «взяла», - делится секретами мастер.
Есть вещи, которые уже давно «обрели дом», но до сих не дают покоя душе реставратора. 8 лет назад Евгений Анатольевич привёз из Курской области старинный гардероб, - его обнаружили в далекой деревне при сносе дома. С ним было много хлопот, не поддавалась рукам хитрая система замковых соединений. Собранный без единого гвоздя, он заставил помучиться и отгадать инженерную загадку.
«Была ещё одна вещица, буфет угловой конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. Когда его приобретал, думал, что это дуб обычный, а после очистки и оцикливания обнаружил, что это - массив красного дерева. Самое любопытное, что такая мебель находится в особняках Москвы, например в Доме известного предпринимателя того времени - Степана Рябушинского. Могу предположить, что этот предмет изготовлен по чертежам архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля», - предполагает мастер.
Сейчас у Евгения в работе 3 вещи: шкафчик из красного дерева, найденный по частям, его мастер превращает в винную полку, старинное бюро, больше похожее на гору деревяшек, и «диковинная вещица» - шкатулка с потайным отсеком. «Вещь старинная, конца девятнадцатого века. Цены немалой. У неё есть секрет - двойное дно. Сохранились родные пружины. Сам механизм - хитрый, есть тайная защёлка. Если не знаешь, где нажать, до содержимого не доберёшься. Хоть вещица и не дворянская, но ёе владелица явно хранила в шкатулке любовные письма, записки, ещё что-то секретное. А ещё тут интересно само исполнение, гляньте на эту интарсию крышки. Инкрустация деревом по дереву, такая древняя техника мозаики, хорошая ручная работа».
Евгений много раз бросал реставрационное дело. Выгорал, уставал, болел, надоедало. А потом в его руки попадала любопытная вещь и вновь реставратор с головой уходил в работу.
«Друзья говорят про меня - «дурной», но при этом везут со всей страны интересные штуки, зная, что будет из них в итоге. А жена привыкла за много лет, что я заполнил всю квартиру деревяшками. Люблю я это дело, ведь больше двадцати лет творю, не могу бросить, пытался, не могу, терпение у меня - королевское. Тянет меня, и всё тут».