Чемпион мира по робототехнике из Ступино рассказал, как устроен робот, который принес ему победу
Чемпионат по робототехнике “Профессионалы” принял в этом году 120 000 заявок со всего мира. До финала в Санкт-Петербурге добрались 700 претендентов. В компетенции “Мобильная робототехника юниоры” золотые медали российского и международного уровней увезла домой подмосковная сборная. В нее вошли два школьника — Анастасия Брылякова из Раменского и Алексей Пархоменко из поселка Малино городского округа Ступино. Алексей рассказал, каков был путь к победе и как устроен робот-чемпион.
Подготовка и участие в отборочных этапах заняли почти год. Вместе со своим руководителем, учителем технологии Екатериной Воропаевой Алексей ездил на занятия по мобильной робототехнике в колледж города Раменское. Заняв второе место на региональном этапе, вошел в состав сборной Подмосковья вместе с чемпионкой региона Анастасией Брыляковой.
Первоначальная задача на финал была известна. Она заключалась в том, чтобы спроектировать больничного робота. Он должен выполнять задачи по транспортировке медикаментов внутри модели больницы.
“Поле представляло собой модель этажа больницы. Робот должен выполнить заказ, то есть доставить медикаменты в палаты или вывести их оттуда. На первом этапе заказ и схема поля были известны заранее, — рассказывает куратор Алексея, преподаватель технологии малинской школы Екатерина Воропаева. — Дальше задачи усложнялись. На поле поменяли расположение комнат. Давалось время, чтобы скорректировать программу. Сама задача ставилась через куар-код. Робот должен был его считать, распознать и доставить медикаменты”.
Роль медикаментов выполняли небольшие разноцветные кубики синего, белого и желтого цветов. Их нужно было доставить в палаты и расположить на зеленой или синей подставке. За определение цвета отвечала программа, а роль глаз выполняла видеокамера.
“Куар-кодов, то есть зашифрованных заданий, было одиннадцать. Например “доставить синий или “доставить синий вместе с белым”. Медикаменты располагались на специальных стеллажах. Необходимо было запрограммировать с какой высоты взять “таблетку” и куда ее доставить”, — пояснил Алексей.
Для решения задач чемпионата ребята спроектировали и собрали трехколесного робота с распечатанным на 3D-принтере захватом. Управлялся он с помощью алгоритмов, написанных в программной среде LabView.
“Трехколесный робот более маневренен, кроме того, им проще управлять. Поскольку каждое колесо имеет собственный программно управляемый мотор. С четырьмя колесами маневренность теряется, да и код становится громоздким”, — пояснил Алексей.
В финале чемпионата в компетенции “Мобильная робототехника юниоры” сошлись 5 команд. Сборная Московской области была признана лучшей. Домой Алексей привез две золотые медали международного и российского уровней. На торжественной линейке чемпиону аплодировала вся школа.
“Малинской школе 52 года. Событие такого масштаба у нас впервые. Алексей Пархоменко — очень разносторонний юноша. Он прекрасный волейболист, занимается танцами в кружке при нашем Доме культуры, хорошо учится и имеет много друзей. Учителя, ученики — все мы гордимся тем, что ученик обыкновенной сельской школы показал такие грандиозные результаты. За этим стоит большой труд, упорство, слаженная работа педагогического коллектива и самого Алексея”, — сказала директор школы Софья Ильина.
Стоит отметить, что школа поселка Малино заняла в этом году 52 место в ТОП-100 школ Подмосковья и стала лучшей среди образовательных учреждений городского округа Ступино.
Текст: Андрей Семибратов
Фото: Андрей Семибратов, школа Малино
Видео: Андрей Семибратов, школа Малино