Уникальный фаянсовый иконостас можно увидеть в Преображенском храме Балашихи
Единственный в Подмосковье старинный фаянсовый иконостас располагается в храме Преображения Господня в микрорайоне Саввино Балашихи. Он выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой.
Экскурсовод историко-креведческого музея Балашихи Ирина Половинкина рассказала, что 128 лет назад товарищество Матвея Кузнецова, в состав которого входили семь фабрик по выпуску фарфоровых и фаянсовых изделий, начало выпуск фаянсовых иконостасов. Стоили они не дороже деревянных, но имели большие преимущества. Это было не монолитное сооружение, и лопнувшую или разбитую деталь можно было заменить. Отдельные элементы закреплялись на металлическом каркасе.
«Среди других достоинств: они были пожароустойчивы, их можно было мыть. Цена такого иконостаса устанавливалась в зависимости от цвета, золочения и величины, а также от дальности расстояния при доставке. Доставка и установка — за счет производителя. В 1905 году такой фаянсовый иконостас был установлен в храме Преображения Господня в селе Саввино(ныне — микрорайон Балашихи)», — сказала сотрудник музея.
Она добавила, что иконостас очень красив. Блестит эмаль, и при солнечном свете он ярко-розового цвета.
Чаще всего заказчиками фаянсовых иконостасов в те времена являлись частные лица, которые жертвовали их храмам. Купец Викула Морозов пожертвовал этот иконостас для Преображенского храма.
Первое упоминание о церкви относится к 1623 году, в то время она была ещё деревянной. Новая церковь была заложена в 1870 году. Храм строился в несколько этапов, и свой окончательный вид приобрел только в начале XX века. В тот же период в храме и появилось его главное украшение. Элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.
Центральный иконостас — трехъярусный, шириной 12 метров и высотой шесть метров. Пятиметровый левый, северный придел посвящен Преподобному Серафиму Саровскому. А правый – южный – Сергию Радонежскому. Иконостас украшают букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны.
Протоиерей Преображенского храма в Саввино Алексий Малевич, который служит здесь уже более 20 лет, отметил, что фарфоровый иконостас по-прежнему является настоящей жемчужиной храма.
«Иконостас уникален тем, что впервые применили технологию крупноформатного изготовления. Он в виде больших фрагментов и самонесущий. Подобные иконостасы я видел в Щёлковском храме, но там конструкция из металла. Здесь ничего подобного нет. Он сам по себе держится. Меня очень поразило, как технически всё сделано древними мастерами. Хотя изделие фабричное, но качество подгонки деталей изумительное. Если посмотреть на дъяконские двери, то здесь практически не видно зазоров. Хотя дверь очень тяжёлая и весит примерно полтонны. Петли сделаны так, что зазоров нет, и дверь плавно открывается и закрывается при таком гигантском весе.», — отметил протоиерей Алексий Малевич.
Он добавил, что в иконостасе находится более тридцати икон. Интересно, что в конце 1990-х годов несколько икон из царских врат алтаря были украдены. Тогда вместо них вставили списки икон.
«Прошли годы, и однажды, работник храма увидел в новости по телевизору, как на границе Осетии с Грузией задержали контрабандистов с иконами. И вдруг узнал одну из потерянных икон из иконостаса Преображенского храма. Мужчина рассказал об этом настоятелю. Спустя время, эту икону чудесным образом удалось вернуть храму, и она заняла свое почётное место», — поделился священник.
По его словам, в мире существует еще несколько таких фаянсовых иконостасов. Один из них — в Чехии. Но большинство таких иконостасов было утеряно, но в храме Преображения Господня в Саввино он прекрасно сохранился и не требует никакого специального ухода.
«В этом плане керамика идеальный материал для очистки и практически не ветшает. Если с иконостасом аккуратно обращаться, он может служить веками и радовать глаз. Сочетание голубого, розового, белого цветов с вкраплением золотистого даёт настроение», — отметил отец Алексий Малевич.
Что касается современных керамических иконостасов, то они встречаются в некоторых храмах. Их делают на заказ на фарфорово-фаянсовых фабриках. К примеру, фарфоровый иконостас с позолотой есть в одном из старинных храмов Балашихи в селе Полтево. Он был основан в 1706 году. Однако иконостас сделали уже в 2000 годах екатеринбургские мастера.
Иконы писали в Палехе, что тоже является их достопримечательностью. Старинные иконы, которые сейчас висят в храме это иконы, пожертвованные людьми из своей частной коллекции. Ни одной иконы со дня основания храма не сохранилось.
Автор текста, фото и видео: Ирина Мальцева.