Мастерица из Ступино показала в действии столетний ткацкий станок
Софья Потапова — историк и реконструктор. Занимается восстановлением древних женских ремесел. В мастерской, где она работает со своим мужем Павлом, десятки исторических предметов, ведущих свою историю от каменного века до наших дней. Недавно коллекция пополнилась еще одним экспонатом. Ткацкий станок собран из подлинных деталей, некоторым из которых больше ста лет. На станке Софья ткёт половики.
У древнего ткацкого станка множество деталей. Вся конструкция держится на деревянной раме. С двух сторон у него два массивных вала, между которыми натянуты нити. Их пропускают через ремизки — устройства, которые позволяют разделить массив будущего полотна на верхние и нижние нити. Между ними с помощью челнока будет протягиваться перпендикулярная нить, формируя ткань. Интересно, что ни одну из деталей не нужно было специально приобретать. Всё можно было найти в лесу.
“Для наших предков супермаркетом был лес. В нем они могли достать себе любую вещь — еду, одежду, мебель, предметы быта. Любая женщина могла пойти в чащу с одним топором и собрать себе ткацкий станок”, — поясняет Софья Потапова.
Прежде чем между нитями протянется челнок, их пропускают через набилку — специальное подвижное устройство. С его помощью перпендикулярная нить плотно прижимается к остальным нитям ткани. Внутрь набилки вставлено бёрдышко — деревянная рамка с тонкими тростниковыми зубьями внутри. Эти зубья называются численки. Они вырезаны из стебля тростника и закреплены внутри рамы. Чем чаще численки, тем тоньше будет ткань.
“На нашей набилке вырезана цифра 1909 и инициалы А.К. Скорее всего это инициалы мастерицы, которая работала за станком в то время. Набилки настолько прочно были связаны с эффективностью работы станка, что когда хозяйка отходила, она накрывала их полотенцем. Считалось, что если возьмётся другая рука, набилки работать перестанут”, — рассказала мастерица.
За набилками бегает челнок. С его помощью между верхними и нижними нитями вручную продевается перпендикулярная нить. Резким движением набилки нить прижимается к предыдущим, формируя холст ткани. Так, шаг за шагом появляется половик. Он сматывается на так называемый товарный вал под руками мастерицы.
Единственная современная деталь ступинского станка — это его рама. Её реконструкторы изготовили самостоятельно, закрепив на ней все подлинные этнографические детали устройства.
“Все детали станка прибыли к нам с севера страны из города Вологда. В данный момент в Ступино работающий этнографический станок такого плана всего один”, — поделилась Софья Потапова.
Станок некоторое время демонстрировался в Коломне на выставке, посвященной древнему костюму. В настоящий момент вернулся в Ступино. На нем Софья планирует совершенствовать ткацкое мастерство.
Текст, фото и видео: Андрей Семибратов