Музейно-творческий кластер «Коломенский посад» стал победителем конкурса «Фонд Потанина - 25»
Музейно-творческий кластер «Коломенский посад» стал победителем конкурса, приуроченного к 25-летнему юбилею Фонда Потанина. Деятельность Фонда направлена на поддержку организаций, которые показали устойчивость и эффективность развития своих проектов.
С момента своего создания «Коломенский Посад» становился победителем конкурса Фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» шесть раз! И каждый раз выигранные средства позволяли завершить работу над одним из проектов, а в Коломне появлялся новый музей. В 2022 году благодаря конкурсу Фонда Потанина «Креативный музей» появился проект «Из тряпья — золото», цель которого – возродить для современного использования технологии коломенского шелкоткачества. На развитие этого проекта и будут направлены средства нового гранта.
«Мы его решили потратить на музейно-выставочное оборудование, — рассказывает управляющий музеем-лабораторией «Шёлковая фабрика» Артём Осипов. — В нашей коллекции сейчас есть коломенская фата канаватная (коломенские шёлковые ткани, сотканные вручную по технологиям и образцам восточных, в XVII — XVIII веке очень ценились не только в России, но и во всём мире — прим. ред.), которую мы приобрели ещё в позапрошлом году в Нью-Йорке.Мы никак не можем решить, как её выставить таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранность у неё была, с другой стороны – люди могли увидеть. Деньги, которые мы выиграли, позволят решить эту проблему. Также хотим приобрести современный жаккардовый станок лентоткацкий, который позволит нам начать на Шёлковой фабрике возрождать тему ткачества не просто на словах, а уже на деле».
Сейчас на фабрике проходит выставка «Россия в шелках», где представлены не только образцы шёлковой продукции, в том числе и знаменитая канаватная фата, сотканная в Коломне, но и подлинные образцы русского крестьянского костюма (нарядный, свадебный вариант), который использовался вплоть до начала ХХ века. Они опровергают расхожее представление, будто русские крестьянки одевались исключительно в грубые ткани, а шёлка совсем не знали. Другое дело, что шёлковые платки и шали бережно хранились, надевались только по большим праздникам, часто всего один раз в жизни – на свадьбу, и передавались из поколения в поколение. Этим же объясняется и то, что фату иногда разрезали на два плата, а плат – на косынки: невест в семье было много, чтобы никого не обидеть, приходилось таким образом делить приданое.
В рамках выставки в январе и феврале пройдёт цикл презентаций исследователя традиционного костюма, искусствоведа Андрея Боровского под названием «Медленное одевание. Одежда снаружи и изнутри».
Текст, медиа – Владислава Соловьёва