«Мечтал быть лётчиком, а стал подводником»: председатель Совета ветеранов в Егорьевске рассказал об истории своей жизни
Совет ветеранов городского округа возглавляет удивительный человек — капитан II ранга в отставке Георгий Кислов. Моряк-подводник, посвятивший жизнь редкой и ответственной профессии.
Георгий Кислов родился в Егорьевске в годы Великой Отечественной войны. В раннем детстве несколько раз был на волосок от смерти из-за голода. Страдал рахитом, поэтому ходить начал только в пять лет. В юности мечтал о небе. Посещал планерную секцию Егорьевского аэроклуба и собирался поступать в Качинское вертолётное училище. Но судьба распорядилась иначе.
«Для того, чтобы летать на планере, необходимо совершить 15 прыжков с парашютом. Я сделал их 19, и меня приняли заниматься. Руководителем у нас была женщина летчик-инструктор. Я думал, что по окончанию школы, пойду учиться на лётчика. Но летом 1961 года, работая дома, я порубил колено», — вспоминает Георгий Георгиевич.
Целый месяц юноша провел в гипсе. По заключению комиссии лётного училища дорога в небо для него была закрыта. Кислов был отправлен в Коломну для прохождения морской практики. В это время наш герой загорелся новой целью.
«В октябре посмотрел репортаж с борта атомной подводной лодки. И у меня сразу возникла новая мечта — служить под водой», — рассказывает Георгий Кислов.
Осенью того же года его с ещё одним земляком призвали в армию.
«Когда приехали в город Железнодорожный, увидели множество людей в форме, на которой было написано: „Военно-морской флот“. Обычно на бескозырках пишут название, а тут нет», — рассказывает Георгий Кислов.
На поезде новобранцы отправились в Северодвинск, где попали в учебный отряд по подготовке машинистов-турбинистов. По окончанию курса подготовки наш земляк попал на борт атомной подводной лодки, где в полной темноте тренировался к сдаче экзамена на самостоятельное управление судном.
«Я пришёл на лодку в июне, и мне старшина команды порекомендовал попасть в институт и как можно быстрее сдать на самостоятельное управление. Я стал готовиться и тренироваться. Не вылезал из рубки месяца полтора», — говорит Георгий Георгиевич.
Во время срочной службы юноша успешно сдал экзамен, и стал машинистом-турбинистом. Там получил облучение в результате утечки первого контура и был отправлен в отпуск.
Несмотря на опасность срочной службы на подводной лодке, после её окончания остался на контрактную. В 1964 году поступил в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. Во время обучения молодой моряк создал семью.
«Я окончил училище в 1968 году по специальности „штурман-политработник“. Получил высшее образование и сразу был назначен заместителем командира дизельной подводной лодки», — вспоминает Георгий Кислов.
С 1969 по 1973 год в составе экипажа он нес длительную боевую службу в Атлантическом океане, находясь под водой два-три месяца. А в 1974 году поступил в Военно-политическую академию имени Ленина, после окончания, которой был назначен заместителем командира атомной подводной лодки. Это уже был другой уровень службы — со своими плюсами и минусами. В бытовом плане, конечно, атомные подлодки сильно выигрывали: там были не только душевые, но и ванна, сауна и даже оранжерея, где подводники выращивали зелень для кают-компании.
«Отличие дизельной лодки от атомной заключается в длительности нахождения под водой. Дизельная всплывает через каждые 3-7 суток для пополнения запасов энергии, а атомной это не нужно. На дизельных лодках личный состав даже размещался и спал на торпедах. Там очень стесненные условия. Для экипажа атомной подводной лодки предусмотрены каюты. Служба на обоих суднах — это очень тяжелый ответственный труд. Поэтому перед ребятами-подводниками в увольнении все всегда отдают большую почесть», — рассказывает Георгий Георгиевич.
В общей сложности Кислов прошёл 13 боевых служб, более четырех лет — 1774 дня — он пробыл в море. За время своей службы он 12 раз пересекал экватор. Побывал во всех частях света, заходил на территории 18 государств. Иногда температура в лодке достигала более 50 градусов.
«После окончания академии я был на Северном полюсе. Наш экипаж подводной лодки К-471 был одним из первых на Северном флоте, кто ходил с гидрографической экспедицией на Северный полюс», — вспоминает Георгий Кислов.
Моряки-подводники находятся всё время на передовой и, рискуя своей жизнью, отвечают за безопасность государства.
Последний свой боевой поход Георгий Георгиевич вспоминает с болью в сердце. Экипаж подводной лодки в третий раз пошёл на прикрытие ввода советских войск в Афганистан, и на подлодке случилась авария. Личный состав получил немалую дозу радиации. Уже более 30 лет наш герой вынужден принимать лекарства, но нисколько не жалеет о своей службе и сложившийся судьбе.
Текст, фото и видео – Юлия Андросова