«На уроке надо быть актёром»: победитель конкурса «Учитель года» в Истре рассказала о секретах мастерства
Что нужно, чтобы стать успешным педагогом? Победитель регионального этапа конкурса «Учитель года» — учитель русского языка и литературы СОШ имени Чехова Виктория Хахулина рассказала о своих секретах мастерства.
Все успешные люди любят своё дело. В случае с Викторией Хахулиной слагаемыми, которые привели к выбору любимой профессии, стали наличие в династии педагогов (и даже директоров школ), читающие родители и пример любимого учителя, хоть и математика. Таким образом решение стать учителем было вполне осознанным. Сначала это было истринское педагогическое училище (сейчас колледж), потом филологический факультет Московского государственного открытого университета.
В 1992 году молодой учитель пришла в школу имени Чехова, где и проработала большую часть времени. Как водится, молодому педагогу сразу достался один из самых сложных в плане поведения классов. Однажды директор школы даже в недоумении заглянул в этот класс, подумав, что ребята просто сбежали с урока. Не тут-то было – они заворожённо слушали учителя. Эта особенность уроков Виктории Хахулиной сохраняется и сегодня. Даже троечники и те, у кого литература не является любимым предметом, на уроках слушают с увлечением.
«У некоторых учителей обычные уроки и открытые сильно разнятся по уровню подготовки. У Виктории Анатольевны каждый урок проходит как открытый, — констатирует Ирина Зарощинцева, ученица 11 класса. — Это какие-то презентации, дополнительные материалы, мнения критиков. Нас привлекают думать самостоятельно, какие-то свои теории выдвигать. И то, что твои теории выслушают, направят, поддержат – очень ценно».
Больших секретов Виктория Хахулина здесь не видит, особенно если есть любовь к детям и знаниям. Важно и умение пользоваться различными ресурсами. Писатель интересен, когда о его жизни не только рассказывают, но и показывают. А главное, это не мешает, а способствует подготовке к ЕГЭ.
«Урок должен быть интересным, — убеждена педагог. — Если будет скучно, ребёнок будет отвлекаться. На уроке надо быть актёром, который привлекает к себе внимание, заставляет задуматься, прочувствовать поэзию, литературу, влюбиться в неё».
Примечательно, что интересными можно сделать уроки не только литературы, но и русского, считает учитель. Если ребёнок способен вывести правило, сделать его лёгким для себя, то и работа на уроке будет интересной.
Одиннадцатиклассница Лана Рубина уверяет, что полюбила литературу именно благодаря учителю. «Виктория Анатольевна — очень выделяющийся учитель, я за 9 лет не встречала никого даже похожего на неё, — уверяет девушка. — Она очень вкладывается в эмоциональные моменты, когда даёт материал. Настолько сильно отдаётся предмету, что под впечатлением могут заплакать как те, кто её слушает, но и она сама. Кроме неё никто не достоин звания «Учитель года». Она очень многозадачная, столько всего на ней держится, много требует, но много и даёт».
Секреты педагогического мастерства Виктория Хахулина демонстрировала и на конкурсе. Чего стоит только провести урок в 11 классе – но не в своём, а в совершенно незнакомом, в чужой школе. Или продемонстрировать не избитые, а оригинальные подходы к изучению привычного учебного материала. Теперь это всё позади, но расслабляться рано – впереди областной этап конкурса.
Текст, фото, видео: Светлана Борщева