В Николо-Берлюковской пустыни продолжаются восстановительные работы
В деревне Авдотьино в Богородском округе, на левом берегу реки Воря, в окружении лесов, расположилась Николо-Берлюковская пустынь. Это уникальное место, история которого уходит в глубь веков. Несколько раз мужской монастырь закрывали, а его обитатели подвергались гонениям.
«На месте, где находится монастырь, в 1113 году были убиты священномученик Кукша и его ученик, преподобномученик Никон. Они были киево-печерскими монахами, а здесь в XII веке проповедовали христианство среди вятичей. В честь них на территории установлен памятник. Они проповедовали семь лет, но были убиты языческими жрецами. Всем известно, что князь Владимир крестил Киевскую Русь, но о том, что через 100 лет здесь крестилось вятичское население с помощью священномученика Кукши, мало кто знает. Мы стараемся выводить эту историю из забвения», — рассказал игумен Евмений.
Впоследствии тело священномученика Кукши было выкуплено – сейчас оно находится в Киево-Печерской лавре. А преподобномученик Никон погребён на территории пустыни. Игумен Евмений рассказал, что в результате раскопок в вятичских курганах было обнаружено захоронение языческой жрицы, в ногах которой – убитый христианин с крестиком на груди, принесённый в жертву.
Первые упоминания монастыря датируются XIV-XVI веками. Монастырь неоднократно закрывали, а помещения меняли своё назначение. Во время польского нашествия, в 1606 году, монастырь разграбили и сожгли. После окончания Смутного времени его восстановили. В период правления Анны Иоановны по клеветническому доносу монастырь закрыли, обитателей – расселили по другим монастырям либо сослали на Камчатку.
В советское время монастырь вновь переживал трудные времена: в 1928 году он был разграблен, всё ценное имущество вывезено. В 1937-1938 году монахов репрессировали – часть из них сослали, часть – расстреляли на Бутовском полигоне. Здесь было оборудовано общежитие для бездомных детей. После – больница для раненых в гражданской и Великой Отечественной войнах, а также в войне в Испании.
В 60-70-е годы монастырь превратили в туберкулёзную психиатрическую больницу города Москвы №16. В 2004 году храм Христа Спасителя, колокольню и кладбище передали Церкви – монашеская жизнь возобновилась, но монастырь соседствовал с больницей. В 2015 году больницу переселили в Химки, а все здания передали Николо-Берлюковскому монастырю. С 2015 года в монастыре проходят ежедневные богослужения, с причастием и исповедью. Параллельно идут масштабные работы по восстановлению первоначального облика обители.
«Сейчас мы заканчиваем внутреннюю реставрацию храмов и корпусов. Остался ещё один корпус на территории, а также два храма за её пределами, в том числе Иоанно-Предтеченский пещерный скит, где подвизалось монашество более строгого образа жизни. Реставрационные работы растянуты во времени – из-за финансов, а также различных организационных вопросов», — отметил Игумен Евмений.
История монастыря уходит не только в глубь веков, но и в глубь земли. Дело в том, что под обителью расположены подземные ходы.
«Начало пещерных ходов – в карстовых пещерах. В XIX веке они были освоены монахами. Ещё не восстановленный Иоанно-Предтеченский скит был пещерным, его пещеры были соединены с монастырём подземными ходами. Георадарами мы обнаружили их на глубине 4 метров. Мы думаем о восстановлении, но для этого нужно финансирование, и это очень серьёзная работа, сопряжённая с опасностью для жизни. Пока мы проводим архивные исследования. Пещеры не несут опасности для монастыря – они не такие огромные, и они не обрушатся – если в них не залезать. Но попасть внутрь невозможно – ходы засыпаны», — отметил настоятель.
Не так давно Московское правительство передало монастырю 7 га земли. Эти территории прилегают к источнику – там планируют поставить часовню и оформить их для летних религиозно-патриотических лагерей. Летом в монастырь часто приезжают школьники – трудиться, участвовать в зарницах. Но для ребят нужна площадка вне обители – внутри они наводят хаос. Поэтому, как подчеркнул игумен, 7 га земли будут очень кстати.
Монастырь находится на удалении от крупных городов, поэтому прихожан из местных не так много.
«Рядом с монастырём – небольшие деревушки, Авдотьино и Воскресенское. Вокруг – лес и поля. Города далеко – пешком не дойти. Поэтому у нас в основном не прихожане, а «приезжане». К нам приходят не только верующие из деревень, приезжают из Черноголовки, Чкаловского, Ногинска, Мытищ, Москвы. В выходные и праздничные дни людей довольно много. По мере окончания реставрационных работ увеличивается поток экскурсий – у нас есть, что посмотреть, и паломники приезжают к нам довольно часто», — рассказал игумен Евмений.
Автор текста, фото и видео: Ксения Пашуто