Дошкольники из Ступино познакомились с крестьянским бытом до появления электричества
Урок живой истории прошел в ступинском детском саду “Ромашка”. Его провели историки Павел и Софья Потаповы. Специалисты показали детям, как в русской традиции работали и развлекались люди до появления электричества. Все предметы урока можно было подержать в руках, а на музыкальных инструментах сыграть. Уроки живой истории проводятся в образовательных учреждениях Ступино в рамках регионального проекта “Орлята-дошколята”.
Софья Потапова показала, как девушки на Руси пряли льняную нить. Историк продемонстрировала, как выглядит сушеный лён, рассказала, что с ним делают, чтобы получить пряжу, а затем с помощью старинного веретена и прялки показала, как получали нить.
Павел Потапов отвечал за музыкальную часть урока. Он показал детям русские народные инструменты. Будущие школьники легко узнали гусли, деревянные ложки и дудочки-жалейки. Необычными детям показались такие инструменты как рубель и пастуший барабан.
Рубель — это старинный инструмент для стирки и глажения белья. Он представляет собой деревянный брусок с вырубленными поперечными желобками. Помимо основной функции его применяли в качестве своеобразной трещетки.
Еще одним новым для детей инструментом стал пастуший барабан. Он представляет собой деревянную доску с выдолбленной с одной из сторон полостью. В середине доски прорезались отверстия, а инструмент вешали на шею. Барабанили по нему деревянными палочками. Использовали в качестве сигнального и музыкального инструмента.
Закончили урок народной импровизацией — все дети взяли в руки по музыкальному инструменту и сыграли простую мелодию.
Урок живой истории стал частью инновационного регионального проекта “Орлята-дошколята”. Проект направлен на развитие социальной активности дошкольников в процессе деятельности патриотической направленности.
Синхроны:
Софья Потапова, ведущая урока живой истории:
“На наших уроках дети могут не только послушать и увидеть, но и потрогать, изучить, понять, как работает. Чем больше органов чувств задействовано, тем лучше дети это запоминают. Для деток это особенно важно”.
Лиза Лазарева, воспитанница подготовительной группы детского сада №23 “Ромашка”:
“Я узнала о таком инструменте, как “пастуший барабан” или “барабанчик”. Он почти как барабан, только он полностью деревянный и плоский”.
Алла Фёдорова, советник директора по воспитательной работе МБОУ “Лицей №1”:
“Сейчас во всех школах округа реализуется пилотный региональный проект “Орлята-дошколята”. Первым треком этой программы стал трек “Орлята-спортсмены”, а сегодня этим занятием мы открыли трек “Хранители истории”. В качестве кураторов выступают ученики старших классов лицея №1”.
Текст, фото и видео: Андрей Семибратов