Броневик Сталина, «Зил» Брежнева и другие автомобили советских генсеков: новейшая экспозиция открылась в Красногорске
АРХИВ. Броневик Сталина, «Зил» Брежнева и другие автомобили советских генсеков: новейшая экспозиция открылась в Красногорске
В музее техники Вадима Задорожного экскурсия «ЗиЛ и автомобили особого назначения» наглядно показывает как менялись облики и конструкции правительственных машин в соответствии с запросом времени.
В зале отечественных автомобилей музея техники в Красногорске представлено огромное количество советских марок. Чтобы как можно больше рассказать о машинах генсеков, с января этого года для них сделали отдельную экскурсию.
Большинство правительственных автомобилей той эпохи выпускались на заводе ЗиЛ, с одной оговоркой, что при Сталине это был ЗиС. Первые машины выпустили после войны.
«Эти машины не спортивные, созданы для весьма утилитарных целей, чёрные, весьма угрюмые, но в этом классе они и должны выглядеть так, — пояснил методист музея Владимир Зезюлинский, — большинству посетителей они ни о чем не говорят. Но когда мы рассказываем, кому принадлежал автомобиль и немного истории о том времени, они сразу оживают». Машины этого класса выпускались мелкими сериями ручной сборки.
Примечательно, что выставочный экземпляр броневика Сталина ЗиС-115 некоторое время находился в МГТУ им. Баумана в качестве учебного пособия на одной из кафедр университета. Так как технология производства представляла собой государственную тайну, в институт машина поступила в некомплектном виде, т. е по частям — отдельно шасси, отдельно кузов. По этим образцам учились студенты кафедры, занимающейся подобными разработками. Позднее для перевода в музей её снова собрали по частям и отремонтировали.
По сути эта машина не что иное, как броневик на колёсах массой выше пяти тонн. Одни только бронированные стекла толщиной более семи сантиметров весят 330 килограммов. Вышла эта модель после войны и до сих пор считается одной из лучших в мире. Сейчас в частных коллекциях насчитывается не более 32 экземпляров этих машин, из них в России находится по всей вероятности не более трёх.
Леонид Брежнев запомнился в истории как заядлый автомобилист с активным вождением. У него был большой парк автомобилей. Один из них ЗиЛ-111Д он подарил своему немецкому коллеге Эриху Хоннекеру. Именно этот автомобиль использовали при встрече Фиделя Кастро в 1974 году, а также во время визитов Брежнева в Германию. Сейчас увидеть этот автомобиль воочию и узнать особенности его производства можно во время экскурсии в музее.
В целом, перед глазами посетителей за час экскурсии проходит несколько периодов: машины Сталинской эпохи выпуска 1949–1955 годов, принципиально новые автомобили хрущёвской оттепели, затем брежневский период с конца 60-х и заканчивается экскурсия правительственными машинами девяностых годов.
Дополнительно посетители могут узнать историю завода ЗиЛ из экспонатов, переданных из музея завода.