Потомок Пушкина представил картины и реликвии семьи на выставке в Остафьеве
В музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас» на выставке «Записная книжка» можно увидеть картины художников Санкт-Петербурга Николая Данилевского и Натальи Ходячевой в стиле фантастического реализма, связанные с творчеством Пушкина, а также реликвии дворянских семей, выставка продлится до 7 мая. Об этом рассказал потомок поэта Николай Данилевский, представивший выставку.
Великий поэт Александр Пушкин после южной ссылки в течение двух лет находился в родном имении Михайловское. Там оказался Коран, переведенный с французского языка. Поэт увлекся его изучением и к 1824 году создал поэтический цикл «Подражания Корану». Через 200 лет его потомок по линии старшего сына Александра Александровича Пушкина, художник Николай Данилевский также обратился к теме Корана. Размышления потомка над произведением предка уже в художественной форме представлены на выставке «Записная книжка».
Данилевского считают основоположником Петербургской школы фантастического реализма. Он член Международной ассоциации художников ‒ потомков дворянских родов. Индивидуальный стиль творчества художника можно отнести к постабстракционизму.
Каждая работа Данилевского на выставке дополняется или противопоставляется творением Ходячевой. Например, изображения открыток, которые отличаются эмоциональным настроем. В подборку включили работы из циклов «С чистого листа» и «Ностальгия», зачастую выполненные в виде раскрытой книги или старинного фотоальбома. Творчество Натальи Ходячевой представлено фрагментами серии «Дворянское гнездо», навеянное мастерами серебряного века.
В витринах представлены старинные предметы, которые хранились в семьях и каким-то образом повлияли на художников. Это книги, открытки, фотографии, пуговицы, шкатулки и другие предметы дворянского быта. Ходячева является потомком известного драматического актера Ивана Пустошкина (Борецкого), который был знаком с Пушкиным
«Если бы мне было лет 20 и меня спросили, какое влияние на меня оказали эти реликвии, я бы сказал, что никакого. Но теперь, по прошествии значительного отрезка времени, я вижу, что влиние есть и оно несомненно», - сказал Данилевский.
Он обратил внимание гостей на три томика энтомологической энциклопедии из собрания библиотеки писателя Николая Гоголя. Во время революции большевики пришли в усадьбу Гоголя, выбросили все книги во двор и подожгли. Но пошел сильный дождь, поэтому какая-то часть осталась. Их разобрали крестьянки, чтобы класть под пироги. Но так как томики энциклопедии были слишком маленькими, то под пироги не сгодились.
«Можно увидеть следы огня по краям энциклопедии, они обгоревшие. Это те самы книги. Эти следы гари можно увидеть и на моих работах. Это не декоративный ход, это именно оттуда идет», - добавил Данилевский.
Автор Галина Добрынина
Фото и видео Галины Добрыниной