В Дзержинском накануне старта акции «Сдай шины на МЕГАБАК» рассказали, как происходит переработка покрышек
1 апреля в Подмосковье стартует весенняя акция «Сдай старые шины на «Мегабак»», которая продлится до 15 мая текущего года и проводится при поддержке Министерства ЖКХ. Стратегическим партнером акции, основной задачей которой является переработка собранных шин, является предприятие «Орис Пром», расположенное в городском округе Дзержинский.
«Акция «Сдай шины на «МЕГАБАК"» проводится весной и осенью, в период, когда водители меняют комплект шин по сезону. Наши контейнеры стоят на всех площадках «МЕГАБАКА», их в Подмосковье 52. Кроме этого, более 180 контейнеров для сбора шин с логотипом «Орис Пром» расположены в муниципалитетах области, на трассах, автосервисных центрах, – рассказала Анастасия Липатова, представитель пресс-службы компании. – Завод работает круглосуточно, и сдать шины непосредственно на завод может любой человек в любой день и любое время. Это сделано для удобства автомобилистов, чтобы не было соблазна выкинуть шины, нанеся тем самым экологический урон».
Каждая шина, что попала на переработку, утилизируется полностью. Из каждого колеса на предприятии получают три продукта – резиновую крошку различных фракций, металлический корд и текстильный корд.
Применение продуктов переработки шины очень широко. К примеру, резиновая крошка используется для изготовления безопасного покрытия детских и спортивных площадок — тартана; особо мелкие фракции, практически порошок, крошки добавляют в асфальтовую смесь для придания ему специальных свойств. Используют мелкую резиновую крошку и при засыпке футбольных полей с искусственным покрытием.
Металлокорд как вторичное сырье отправляется на плавильные комбинаты для переплавки, а из текстильного корда на «Орис Пром» делают плитку, которую можно использовать пли благоустройстве. Она обладает уникальными свойствами: не мерзнет, не колется, не пропускает воду, не скользит, более долговечна. Кроме того, текстильный корд служит компонентом для производства пиролизного топлива, которое используется в холодный сезон для обогрева собственных помещений. Вот такая экономика замкнутого цикла.
Так как же производится все это добро из обычной шины?
Прежде всего шины чистят от сора. Шины поступают в сетчатый вращающийся барабан – так называемую сухую мойку, – где от активного вращения освобождаются от мусора. И далее по конвейерной ленте загружаются в измельчитель — чопер, где из шин получается первичный полуфабрикат – чипса. Надо сказать, что это единственный процесс на предприятии, где требуется непосредственное участие человека: загрузку шин в сухую мойку производит рабочий. Все дальнейшие линии полностью автоматизированы.
Особенность технологии такова, что нет необходимости специально вытаскивать корд, бортовые кольца, удалять шипы у зимней резины – ножи чопера справляются с этими материалами с легкостью, а разделение на фракции произойдет при дальнейшей переработке автоматически. Единственные шины, которым необходим это процесс – это шины от «Белаза», у них надо вырезать бортовое кольцо и вытащить корд.
Далее чипса отправляется на более частые ножи в устройство распер. На этом этапе происходит первое разделение компонентов бывшей шины на фракции. Металлокорд отделяется на магнитной ленте от резиновой крошки, а текстильный корд отделяется устройством, работающим по принципу пылесоса.
На третьем этапе, именуемом грануляция, происходит еще более мелкое дробление. Гранулятор дробит резиновую крошку на заданный размер. На этом же этапе происходит доочистка от остатков металлического и текстильного корда, а также просеивание резиновой крошки через сита, чтобы получить одноразмерный продукт в партии. Сита просеивают на разные фракции, самая популярная – 4,5 миллиметра, ее используют при изготовлении тартановых покрытий для спортивных и детских площадок, беговых дорожек. При засыпке футбольных полей нужна более мелкая фракция – от одного до трех миллиметров.
И на фасовочной линии готовая крошка насыпается под контролем автоматики либо в мешки по 25 килограммов, либо в бигбэги по тонне.
Так, в результате технологичной переработки из одного отработанного продукта получается три, которые еще послужат человеку.
С началом сезонной акции «Сдай шины на «МЕГАБАК"» у каждого, кто решит сдать отслужившую свое резину областному утилизатору, появится шанс выиграть сертификат на 20, 15 и 10 тысяч рублей на покупку нового комплекта шин. Чтобы принять участие в розыгрыше, необходимо сделать фото с шинами на любом пункте приема «МЕГАБАК» и разместить фотографию в «ВКонтакте» с хештэгом #сдалшинынаМегабак.
В Дзержинском пункт приема шин расположен на улице Лесной, 34 а, не доезжая оленьей фермы. Пункт приема работает со вторника по воскресенье с 9.00 до 18.00, понедельник – выходной.
Кроме шин, на «МЕГАБАК» можно сдать следующее вторсырье: мебель, стекло, пластик, электронная и бытовая техника, металл, текстиль, макулатура, одежда, книги и игрушки.
Проект «МЕГАБАК» реализуется с 2019 года по поручению губернатора Московской области. Цель акции — минимизировать захоронения в землю отходов.
Текст, медиа Ольга Фельдфебелева