Директор школы из Лобни приняла участие в программе обмена опытом в Китае
Ирина Кырма, директор школы №9, прошла программу повышения квалификации «Школьное образование Китая: содержание, технологии и дизайн среды». Для неё эта поездка в Китай стала первой.
- Программа была очень насыщенная и познавательная. Примерно за три недели до самой поездки с нами проводили занятия в онлайн-формате. Занимались по выходным, лекции были разные: о технологических тенденциях в образовании, пути иностранных студентов к обучению в Китае, культуре, этикете и о том, что необходимо знать прежде, чем ехать в эту страну, — рассказала Ирина Кырма. – Меня очень впечатлила лекция о принципах управления школой и роли директора.
Поездка длилась неделю. В первой половине дня – посещение образовательных учреждений, во второй — экскурсионная программа.
- Нас встречали дети с песнями на русском языке, было очень радостно, мы пели вместе с ними. Это было очень тепло.
Во время одной из конференций педагоги встретились с первым заместителем министра образования Московской области Еленой Михайловой.
Педагог — уважаемая профессия
Одно из посещённых мест – экспериментальная начальная школа иностранных языков при Восточно-Китайском педагогическом университете. Здесь директор школы провела экскурсию и рассказала о школе.
- Что меня очень удивило: в одной из рекреаций висели фигурки звёзд. В центре каждой – фотография ребёнка. И некоторые звёзды в определённый день светились. На вопрос: «Почему они горят и за что поощряют детей?» директор ответила, что в их школе нет неуспешных детей. И даже если ребёнок ни разу за неделю не опоздал — его звезда обязательно зажжётся. Это было очень удивительно и по-доброму. Абсолютно согласна с этой точкой зрения. Всегда найдётся, за что отметить и похвалить ребёнка. Но в погоне за хорошими оценками мы часто теряем человеческую составляющую каждого ребёнка, самое важное.
Заинтересовал российских педагогов и вопрос кадров в школах Китая. Оказалось, там нет понятия «кадровый голод».
- Профессия педагога в Китае очень востребована, хорошо оплачивается, у всех есть возможность карьерного роста. Педагог – самая уважаемая личность. Родители учителя боготворят. Никто не имеет права некрасиво говорить о нём, ни в семье, ни на улице, ни в школе. И это было видно. Например, дети с большим уважением всегда пропускали нас в коридорах. И такое отношение мы видели на протяжении всей недели в образовательных учреждениях, где побывали, — поделилась Ирина.
К окончанию школы многие хотят стать педагогами. Как результат – в образовательных учреждениях Китая очень много молодых специалистов.
Ещё одно учреждение, где побывали гости из России – Международная школа Цзие. Там делегаты познакомились с моделью ведения урока «Два преподавателя».
- Это был урок английского языка. Основное занятие педагог вёл в формате онлайн. При этом в классе находится другой преподаватель, который регулирует все процессы внутри класса. Как сказала директор, такая форма очень развита в Китае. Там считают, что педагоги могут быть разного уровня. И если есть педагог очень высокого уровня, то школа заинтересована в том, чтобы получить хотя бы в формате онлайн преподавание того или иного предмета, — пояснила Ирина Кырма.
Удивило делегацию и поведение в школах родителей.
- Они заинтересованы в образовании детей, так же, как и наши родители, они хотят видеть ребёнка успешным. Но школа – это пространство только для педагогов и детей. В одной из школ мы были как раз в пересменку, когда детей должны были забирать. Были открыты ворота в школу — но ни один родитель не переступил порог, пока дети не вышли на улицу.
Дополнительное образование
Большое внимание в Поднебесной уделяется дополнительному образованию.
- Для китайцев важно развить личность ребёнка всесторонне, во всех проявлениях. В одной из школ посмотрели тренировку по футболу. Неожиданным стало то, что на 20 детей там было четыре тренера. Очень удивили уроки технологии. Педагоги учат детей развешивать бельё на бельевых верёвках, правильно мыть посуду и застилать кровать. Все инструменты для этого есть в кабинете технологии. То есть ребёнок с раннего детства владеет определённым набором бытовых навыков, — рассказала директор школы №9 г. о. Лобня. – Мальчики на современных станках делают веера, магнитики на холодильник и другие небольшие поделки.
К слову, поделки ребята дарили гостям. В каждой школе делегацию встречали с подарками собственного изготовления. На память российские преподаватели преподнесли китайским коллегам традиционный русский костюм с кокошником и большую матрёшку.
Подписано соглашение о сотрудничестве
Каждый день для гостей была предусмотрена развлекательная программа.
- Мы посетили очень много парков, были на ночной речной прогулке на реке ХуанПу. Было очень красиво, очень много огней и подсветки, — вспоминает Ирина Кырма.
Члены делегации посетили парк Юйюань, храм Бога города, прогулялись по Нанкинской улице, а также попробовали китайские деликатесы.
Всем участникам вручили сертификаты о прохождении программы повышения квалификации. Было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве с Восточно-Китайским педагогическим университетом.
- Было очень приятно видеть, что коллеги из Китая очень заинтересованы в построении взаимоотношений с Российской Федерацией. Считаю, что эта поездка была очень ценна, не только Подмосковью в общем, но и для каждого педагога в частности, особенно для тех, кто хочет внедрить в свои школы, например, изучение китайского языка, - подытожила Ирина Кырма.
Необходимо отметить, что в школе №9 второй год преподаётся китайский язык. И детей, которые хотят его учить, с каждым годом становится больше.
Текст, фото, видео: Екатерина Дятловская
Фото и видео из поездки предоставлены И. Кырма