Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров посетил МФТИ в рамках лектория «Актуальные стратегии»
Лекторий «Актуальные стратегии», благодаря которому в Долгопрудный в кампус МФТИ приезжают известные историки, философы и социологи, взял перерыв на майские праздники.
Последним перед праздниками выступил руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения, обладатель государственных наград и автор научно-популярных книг Валерий Фёдоров.
За какой-то час с небольшим он доходчиво успел объяснить, чем отличается научный подход к опросам общественного мнения от ненаучного, как развивалась практическая социология в России и в мире, и чем, собственно, отличается ВЦИОМ от других компаний, занимающихся опросами.
Валерий Фёдоров рассказал, что всё начиналось с так называемых «соломенных опросов», когда пытались опросить как можно большее количество людей, но все опрошенные зачастую оказывались представителями одной и той же социальной группы.
Так, один американский журнал проводил опросы среди своих подписчиков и довольно точно предсказывал результаты выборов президента США. Но однажды на выборах победил кандидат, представлявший совсем другие социальные группы избирателей, нежели подписчики этого журнала.
Так «соломенные опросы» дискредитировали себя и только благодаря американцу Гэллопу были сформированы научные принципы конструирования выборки опрашиваемых.
Многие в аудитории МФТИ были удивлены тем фактом, что для точности опросов общественного мнения в больших странах и, в частности, в России, вовсе не требуется большая выборка опрашиваемых.
«Увеличивая выборку больше определённого допустимого уровня, вы только увеличиваете расходы на проведение опроса, а точность исследования прирастает непропорционально», — подчеркнул Валерий Фёдоров.
Он привёл цифру, что для опросов общественного мнения в России в большинстве случаев достаточно выборки в 1600 человек. И всё дело в том, что представители одной и той же социальной группы людей в разных регионах страны отвечают одинаково.
По словам учёного, географический фактор не имеет веса в опросах, если только речь не идёт о политически расколотой стране, как, например, Украина. В таких случаях выборка опрашиваемых должна быть больше.
Валерий Фёдоров также рассказал о том, как менялись методы опросов и их частота с середины прошлого века и до 20-х годов века 21-го. В том же ВЦИОМ постепенно перешли от поквартирного опроса к обзвону, а затем и к ограниченному использованию интернет-опросов.
В интернете, конечно, труднее понять, с кем именно организаторы опроса имеют дело. Однако, в 2023 году уже 13% всех собранных ВЦИОМ за год анкет были электронными.
Что касается частоты опросов, то здесь ВЦИОМ на сегодняшний момент опережает всех коллег из России и большинство стран мира.
«Мы во ВЦИОМ обладаем уникальным инструментом. Ежедневный репрезентативный опрос. Такое есть только у несколько стран мира. С 2005 года мы, впервые, перешли на еженедельный опрос общественного мнения. А с 2017 года на ежедневный. Сегодня мы полагаем, что и одного раза в день уже мало», — подчеркнул Валерий Фёдоров.
Он пояснил, что высокая частота опросов позволяет отследить тенденции, которые обнаруживают себя только в самом конце определенного временного отрезка. Например на последних неделях или даже днях предвыборной гонки.
Студенты МФТИ активно задавали вопросы гостю. Например, попросили рассчитать, какой размер выборки будет эффективен для опросов на Физтехе с учётом разделения на Физтех-школы (бывшие факультеты).
Валерий Фёдоров постарался ответить на все вопросы, но подчеркнул, что далеко не всеми результатами своих исследований ВЦИОМ может поделиться, поскольку что-то закрыто в интересах заказчиков.
Говоря об открытых социологических данных, он порекомендовал всем желающим воспользоваться новым цифровым инструментом ВЦИОМ — приложением «ВЦИОМ-навигатор». И, разумеется, официальным сайтом компании.
Автор текста: Михаил Раскин
Автор фото и видео: Михаил Раскин