Подарок к Пасхе: московский художник начал расписывать стены Мироносицкого храма в Истре
Прихожане Мироносицкого храма в Истре получили прекрасный подарок к Пасхе: внутренние стены храма начали расписывать. Пока речь идёт об одной комнате. Но это только начало.
Настоятель Мироносицкого храма в Истре Павел Малкин рассказывает, что это место храма в Истре, по замыслу патриарха Никона, является Вифанией, где жил Лазарь со своими сёстрами Марфой и Марией, поэтому и храм посвящён жёнам-мироносицам. Комната, которую решили расписать в первую очередь, как раз будет напоминать о тех событиях – воскрешении Лазаря, о распятии Спасителя, снятии его с креста. Расписывать пригласили мастера Антона Старцева из Москвы.
«Решили сделать это единым пространством. У Бога нет времени, у него всё в едином пространстве. Решили попробовать всё это соединить. С этого, возможно, начнётся роспись всего нашего храма. Так как храм женский, возможно будет много именно женских сюжетов», — говорит священник.
Художник Антон Старцев – иконописец не в первом поколении. Родственники, занимаясь восстановлением родословной, насчитали не менее семи иконописцев в роду. Учился он в Академии Глазунова, там же преподаёт иконопись уже около 20 лет. В академии нет факультета церковных художеств. Иконописи обучаются реставраторы: чтобы реставрировать, нужно понимать как писать. Антон Старцев учился по старинной методе у Игоря Яковлевича Соколова. Тот преподавал в вузе, но и вёл мастерскую для студентов. Антон с товарищами, будучи третьекурсниками, вместе с мастером расписывали храм в Тверской области.
Роспись Мироносицкого храма не первая работа Старцева в Истре. Ранее он писал иконостас в храм Крестовоздвижения в Дарне. Удивительно, но некоторые иконы оттуда недавно переехали в Мироносицкий храм, а чуть позе последовало и приглашение расписывать стены. Пару недель художник рисовал картоны у себя и около месяца работает непосредственно на месте. За май-июнь работу в этой комнате он планирует завершить.
«Это силикатные краски и силикатная живопись, — рассказывает художник про технику. — По сути она имитирует фреску, создаёт матовую поверхность. Кроме того, у краски хорошие технологические свойства – она не создаёт плёнку на поверхности. Через стену проходит влага, краска при этом не отслаивается».
Фреска – это древняя, более сложная техника. Там мастер пишет по сырой штукатурке сразу набело: пока штукатурка не высохла, ему нужно полностью написать фрагмент, возможности что-то исправить у художника нет. Поэтому мастерство древних мастеров, писавших фрески, вызывает у Антона восхищение. Сам он не типичный церковный живописец, так как его творчество не ограничивается религиозной тематикой. При этом он признаётся, что кардинальной разницы для него — писать пейзаж или икону – нет.
«Когда пишешь для церкви, внутренний трепет есть, и больше ответственности. Но творчество едино по своей сути», — убеждён художник.
Текст, фото, видео: Светлана Борщева