В рамках программы дополнительного образования для предпринимателей на базе МФТИ рассказали о ментальных ловушках
В Долгопрудном на базе МФТИ продолжается трехдневный интенсив по предпринимательству, на который собрались представители российских университетов и крупного бизнеса.
Слушателям дополнительной программы стараются подать искусство предпринимательства с самых неожиданных сторон. Например, что делать, когда деловые переговоры на грани провала или как использовать юмор в презентации своего бизнес-проекта.
Ещё одним интересным ходом разработчиков стала лекция о ментальных ловушках. Часто искажения в сознании покупателя используют для роста продаж. Но как овладеть подобными навыками и не угодить в ментальную ловушку самому?
Об этом собравшимся рассказал кандидат экономических наук, директор Научно-исследовательского центра игровых дисциплин, игропрактик, Алексей Ильин. Во время его выступления каждый слайд фотографировался, а интересные истории из жизни вызывали смех или бурные овации.
Как, например, история о строителях, которые никак не хотели носить каски и не соблюдали должной дисциплины на стройке. Ильин предложил застройщику распространить среди рабочих особую колоду игральных карт. Аккуратный рабочий в каске был здесь в масти Короля, а обычный неопрятный — шестёркой. После этого случая все рабочие стали носить каски, потому что никому не хотелось быть шестёркой.
«Все дело в работе наших зеркальных нейронов. Если у нас есть пример для подражания или для нас его искусственно создали, то нам автоматически хочется делать как кто-то», — пояснил Ильин.
Данная практика относится к так называемому «викарному обучению», когда ты успешно обучаешься, подражая модели обучения другого.
По словам спикера, даже использование виртуального аватара, сгенерированного нейросетью, запускает работу зеркальных нейронов у человека.
В ходе лекции оказалось, что ментальных ловушек существует очень много. Алексей Ильин перечислил ловушку невозвратных потерь, ловушку эгоизма, ловушку игрока, ловушку вероятностей, ловушку контраста и многие другие.
Например, когда владельцы магазина размещают жёлтый ценник со скидкой рядом с обычным, то это типичная ловушка контраста. Разбираться в ценообразовании после этого простого трюка уже никто не станет. Или кто будет спорить с тем, что человеку свойственно оправдывать свои ошибки или преувеличивать проблемы? Так уж устроен мозг.
Знания об искажениях мозга можно использовать прямо во время создания презентации своего бизнес-проекта.
«Если вы возьмёте какие-то цифры и данные, но поместите их не в привычную таблицу, а в загадочную спираль, то зритель будет заворожен. Есть еще принципы метатекста. Замечали, что птички из мультфильма «Энгри Бёрдс» имеют множество отсылок к европейцам. А теперь задумайтесь, почему их враги, свиньи, именно зеленые, с какой религией ассоциируется этот цвет», — добавил Алексей Ильин.
Слушатели пообещали воспользоваться всеми советами спикера.
Автор текста: Михаил Раскин
Автор фото и видео: Михаил Раскин