Сельский учитель из Ступина показала, как работает теория решения изобретательских задач в начальной школе
Город Ступино, улица Чайковского, дом 52, школа №5
Анна Маматова — учитель начальных классов Малинской школы. В своей практике она уже 3 года использует приёмы знаменитой системы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). На муниципальном этапе конкурса «Учитель года» педагог показала, что система применима и в младшей школе, проведя открытый урок по русскому языку.
Созданная в Советском Союзе теория изначально использовалась инженерами и изобретателями для поиска решения сложных технических задач. Однако оказалась настолько универсальной, что нашла применение даже в старшей школе. Анна Маматова пошла дальше — она взяла некоторые приёмы ТРИЗ и адаптировала их к программе младшей школы. Как именно это работает, педагог показала на открытом уроке по русскому языку в городской школе № 5.
Тема урока — звонкие и глухие согласные звуки. Задача — определить какой именно звук в конце или в середине слова. Для решения проблемы есть правило русского языка, которое подразумевает изменение формы слова: кружка — кружек, зуб-зубной и так далее.
Стандартный подход подразумевает изучение правила, а затем оттачивание его на примерах. Методами ТРИЗ под руководством Анны Маматовой дети сами вывели это правило, закрепили с помощью упражнений, а затем просто сформулировали его. При этом в процесс вовлекались буквально все.
«С помощью методов ТРИЗ дети сами ищут новые решения и при этом подходят к проблеме нестандартно. Так им становится интересно учиться, а это — самое главное», — пояснила Анна Маматова.
В муниципальном этапе конкурса «Учитель года» принимают участие 13 учителей округа. К концу января жюри выберет лучшего. Он отправится на региональный этап конкурса.
Текст, фото и видео: Андрей Семибратов