Художник из Ногинска объединил прошлое и настоящее в работе для нового краеведческого центра
г.о. Богородский, Ногинск, площадь Бугрова
Художник Константин Полетаев недавно завершил монументальную работу «Ногинск-Богородск. Связь эпох и поколений». Она создана специально для нового краеведческого центра «Осколки», который будет располагаться в историческом здании в центре города.
Над картиной художник работал целый год. Всё началось с эскизов и детального обсуждения проекта.
«Главная задача состояла в том, чтобы рассказать про исторические эпохи города. Для того, чтобы прийти к финальной концепции, проделали обширную работу. Мы обсуждали идею, я предлагал разные варианты. Заказчик высказал свои пожелания, но оставил место для фантазии», — рассказал Константин Полетаев.
Основная идея проекта — это переплетение настоящего, прошлого и будущего. Центр «Осколки» собирает воедино исторические и краеведческие факты, создавая тем самым общую картину города. А полотно «Ногинск-Богородск. Связь эпох и поколений» перемещает знакомый город вне времени и пространства — в параллельную реальность.
На создание эскизов у художника ушло около четырёх месяцев. Изначально на картине должны были быть только объекты, которые отражали бы исторические эпохи через архитектуру.
На первых эскизах не было современного города — эта идея родилась в обсуждениях проекта с заказчиком.
«Картина практически не отличается от итогового эскиза. Некоторые изменения внесли уже на финальной стадии. Когда ты видишь результат, понимаешь, что можно улучшить, поменять — ведь масштаб большой, 2×3 метра»,— отметил Константин.
Одним из таких элементов, которые исчезли с полотна в последний момент, стали люди на переднем плане. Их заменили на предметы — оказалось, что по композиции это смотрится лучше. Предметы реальные — они станут частью экспозиции центра «Осколки». Это антиквариат в стиле модерн, приобретённый специально для нового пространства: стул, газетница, кашпо.
«Работа образная, в нижней части — современный город, с некоторыми изменениями. Но это Ногинск, который мы знаем. Без людей — его улицы пусты. Колорит картины довольно сложный, в чём-то мистический, и зритель может прогуляться по этому городу», — рассказал художник.
Передний план полотна — придуманный. В городе нет ни такой колоннады, ни такой доступной точки обзора. Но некоторые из этих элементов реально существуют — например, ногинский дуб, а также пожарная каланча — в том виде, в котором она была до революции. Верхняя часть картины — собирательный образ города, вневременные объекты, изображённые в стиле стимпанк.
«Наш город возник не на пустом месте. Вся архитектура — это творение человеческих рук. Это и есть связь эпох и поколений, память, которую мы сохраняем и передаём. Без предшествующих поколений не было бы ни города, ни всей этой красоты», — отметил художник.
Некоторые объекты на картине повторяются. В нижней части полотна они находятся на своём месте. В верхней — в стилизованных компиляциях.
«Мне показалось интересным взять разные здания в одной стилистике и создать из них новый объект. Посмотреть, как смотрелись бы фабрики и заводы, если собрать их вместе. На картине я нарисовал здания эпохи конструктивизма и эпохи модерна. А воздушный шар — это собирательный образ. Это наши современники и люди из прошлого, которые поднялись вверх, чтобы путешествовать во времени»,— рассказал Константин Полетаев.
Эскизы художник создавал при помощи различных материалов: это тушь, перо, линеры, карандаш, акварель, темпера и компьютерная графика. Сама работа выполнена акрилом на холсте, сделанном в Москве под заказ. Картину уже передали заказчику, она ждёт своего часа.
«Проект для меня очень важный, я получил ценный опыт. Я рад, что обратились именно ко мне, увидели потенциал моей темы, «Ногинск—Богородск в стиле стимпанк». Я с нетерпением жду, когда смогу увидеть картину в интерьере, когда она предстанет перед зрителями. Это очень волнительный момент»,— поделился художник.
Год для Константина стал насыщенным в плане творческих проектов: это и работа для центра «Осколки», и овальная графика для администрации Богородского округа, а также выпуск перекидного календаря и новогодних открыток. Что примечательно, в этих проектах художник воплощает тему, которая его волнует и вдохновляет. Это «Ногинск-Богородск в стиле стимпанк» — родной город, перемещённый в эпоху паровых машин.
«Для художника очень важна творческая самореализация. Когда твоя тема интересна в первую очередь тебе, она может заинтересовать и других. Только тогда у тебя появляются заказы. Самое приятное, когда ты реализуешь себя и это востребовано другими», — подчеркнул Константин Полетаев.
Константин вырос в творческой семье. Именно это во многом и определило его жизненный путь. Папа Константина — Михаил Полетаев, народный художник Российской Федерации. Создал много крупных, знаковых работ, включая росписи храмов и картины. Мама Ирина — художник по вышивке, 15 лет проработала на знаменитой фабрике «Красная лента». Дизайн многих лент, выпускавшихся там до перестройки, разрабатывала именно она. Жена Полина — тоже художник, со своим взглядом на мир и своей стилистикой. Сейчас в семье подрастает дочь Фрося, которая не расстаётся со скетчбуком и графическим планшетом.
«Фрося обожает рисовать, рисует много, очень самозабвенно и самоотверженно. Я стараюсь в это сильно не вмешиваться. У неё масса своих тем и интересов, их она и рисует», — рассказал Константин.
Константин окончил Ногинскую детскую художественную школу. На творческое становление художника во многом повлияли поездки в деревню — вместе с отцом он отправлялся на пленэры, писал пейзажи, этюды, графику. Но именно архитектура интересовала его больше всего.
«Я всегда любил рисовать дома, архитектуру. В детстве были предпосылки к тому, чтобы стать архитектором или строителем. Не знаю, почему не стал двигаться в эту область. Лет с 12 начал рисовать фантастические города, изучать книги по искусству, особенно связанные с эпохой Возрождения»,— отметил Константин.
Среди живописцев особенно интересовался Питером Брейгелем и Альбрехтом Дюрером, которые любили изображать архитектуру. Знания накапливались, и постепенно художник стал придумывать собственные миры.
«В те времена не было мультфильмов в духе Миядзаки, «Летающего замка» мы ещё не видели. Но летающий остров я рисовал. Это, наверное, была моя первая крупная графика, своя, фантазийная. Я потихоньку развивал эту тему — для себя, потому что в учебных заведениях она не находила применения»,— подчеркнул Константин.
Константин не учился графике. В этом направлении он работает так, как видит и понимает его сам. В училище им. М.И. Калинина изучал декоративно-прикладное искусство, а затем — монументальную живопись в академии им. С.Г. Строганова. Однако именно графика стала любимой формой творчества.
Сейчас Константин готовится к выставке, которая пройдёт в апреле в Москве. Он представит серию работ «Ногинск-Богородск в стиле стимпанк» в зале Государственного института искусствознания. Следить за творчеством художника можно в паблике «Стимпанк Константина Полетаева» в соцсети «ВКонтакте».
*Все авторские концепции и изображения объектов в стиле стимпанк Константина Полетаева защищены авторским правом.
Автор текста и видео: Ксения Пашуто
Фото: Ксения Пашуто, архив Константина Полетаева