Родной город вдохновил художника из Красногорска на создание уникальной коллекции деревянных игрушек
Красногорск. Микрорайон Чернево.
Творческая инициатива под названием «Черневская игрушка» стала для Евгения Глызя способом сохранить память о родном городе, где он прожил всю жизнь. Проект уже больше 10 лет отражает ностальгию по Красногорску и его недавней истории.
Первой работой мастера стала фигурка читателя местной газеты «Красногорские вести». Сейчас в коллекции мастера составляет более 60 работ. Все они выполнены в узнаваемом стиле.
Особое место занимает уникальная краеведческая серия из 12 работ. Она посвящена интересным и знаковым местам Красногорска. По ним можно буквально изучать историю округа и деревни Чернево.
Среди работ — Гулливер из парка «Сказочный», футболист красногорского клуба «Зоркий» и сотрудник оптического завода имени Зверева. Там сам Глызь трудился два года. Есть даже космонавт с кинокамерой. Именно на красногорском оптическом заводе была создана эта камера, с помощью которой наши космонавты снимали Землю.
По словам автора, каждая игрушка — это часть его личной истории и воспоминаний о местах, знакомых с детства. Проект продолжает развиваться, напоминая жителям и гостям города о культурном наследии Красногорска.
Как всё началось
Необычный творческий путь Евгения Глызя начался с армейского быта. Там сослуживец дал ему смотреть каталог «Метрополитен-музея». Яркие краски импрессионистов вдохновили молодого солдата на самообразование. После службы он погрузился в изучение искусства. От русского авангарда 1990-х до народных традиций, резной деревянной скульптуры и примитивизма.
Эксперименты с техникой привели к созданию уникального стиля. Объёмные фигурки из пластика, «вырастающие» на холсте, позже трансформировались в трёхмерные объекты, которые отсылают к кубистическим контррельефам.
Спустя десятилетие Глызь обратился к дереву. Он создавал яркие панно, арт-объекты — ракеты, портреты, машины — и утилитарные предметы — светильники и вешалки. Главным направлением стала народная игрушка. Через неё художник решил сохранить исчезающий облик родного Красногорска.
«Мой город — уже не тот провинциальный уголок, каким был в 70-80-е. Деревня Чернево, старые дома, Черневская горка — всё уходит под натиском бетонных новостроек. Хочется создать мост между прошлым и настоящим», — признаётся Евгений Глызь.
Так родилась идея «игрушек-воспоминаний». Миниатюрных символов зелёных аллей, заводских будней, спортивных побед местных команд. Каждый объект стал материализованной ностальгией по эпохе, которую теперь можно буквально «подержать в руках».
Как создаются работы
По словам мастера, сначала находится образ. Это должен быть эпизод из жизни города, с которым связан житель Красногорска. Образ может созреть сразу, а может и через год. После этого делаются наброски. Но это не просто нарисовать картинку. Необходимо выявить узнаваемый и емкий «внутренний код» будущей фигурки, который будет считываться на уровне знака. Любой житель и гость города должен почти сразу узнать, что это и где.
Каждый нюанс имеет значение. Любой элемент композиции должен иметь свою философию. В этом — эпоха, время, история. Когда код найден, рисуется образ для шаблона, затем сканирование и обработка на компьютере. Дальше рисунок переносится на дерево и происходит резка по контуру электролобзиком.
В зависимости от задачи игрушка грунтуется и расписывается. Затем фигурка крепится на подставку из дерева. Часть игрушек художник оставляет чистыми, чтобы любой желающий на мастер-классе Евгения мог расписать её на свой вкус.
«Черневская игрушка» отличается двусторонним дизайном. Лицевая часть демонстрирует геометрическую композицию с чёткими линиями и яркими оттенками, тогда как обратная сторона монохромна. По словам автора, идея такого контраста возникла под влиянием традиционных русских сундуков. Их внешняя поверхность украшена пёстрыми узорами, а внутренняя часть остаётся монохромной. Интересно, что аналогичный принцип декора прослеживается в оформлении древнеегипетских погребальных сооружений.
О красногорском изобретении «Скачок»
Одной из самых любимых работ художника является игрушка под необычным названием «Скачок». В ней автор изобразил себя в 13 лет, сидящим на уникальном изобретении для катания с горки. По сути, это одна короткая лыжа с прикрепленной к ней стойкой, увенчанной мягкой сидушкой. По бокам — две ручки для удержания седока. С этим изобретением даже связан небольшой спор с жителями Санкт-Петербурга.
«Это я в военном бушлате, ватных штанах и с обязательным атрибутом катания на «скачке» — тоже ватными штанами. В таком виде катался с нашей горы в 80-х годах. Когда я впервые опубликовал пост об этом изделии в социальных сетях, мне начали писать люди, которые тоже катались на нём в те годы. Один парень из Санкт-Петербурга написал, что катался на таком же устройстве в начале 80-х и что первенство изобретения принадлежит ленинградцам», — рассказывает художник.
На помощь пришли красногорские краеведы. Они нашли фотографию 1975 года. На ней мальчик в белой рубашке и валенках сидит на «скачке» на местной красногорской горке. Этот снимок окончательно разрешил спор.
Мастер задумал воссоздать черневский «скачок» в натуральную величину. Он планирует расписать его в своём неповторимом стиле и снова прокатиться на нём вместе с местными детьми с Черневской горы.
О чём мечтает мастер
Как и любой мастер, Евгений мечтает о том, чтобы его идея развивалась. Он надеется, что появятся не только поклонники «Черневской игрушки», но и те, кто продолжит его дело.
Мастер был бы рад открыть свою мастерскую. Сейчас он работает в квартире, что не всегда удобно. Но самое главное — это создание выставочного пространства и краеведческого музея, куда могли бы приходить все желающие увидеть работы Евгения и его коллег своими глазами.
Медиа, текст, фото — Артём Мишуков