Ученики школы №2 в Бронницах разрабатывают лазерные наборы в уникальной лаборатории
Бронницы. Улица Московская, дом №120.
Несколько лет в школе имени Тимофеева в Бронницах работает лазерная лаборатория. Под руководством преподавателя Сефера Ашурбекова старшеклассники разрабатывают лазерные наборы и изучают сферы применения этой технологии.
«Лазерные технологии относятся к критическим, которые определяют независимое развитие государства. Это связано с тем, что лазеры нашли обширное применение во многих областях. Лазером сегодня сбивают беспилотники и лечат очень тяжёлые заболевания. Лазеры создают цифровые изображения произведений искусства и объектов всемирного наследия. А через некоторое время заново снимают на компьютер и понимают, в каких точках происходит старение. После чего эксперты начинают активно над этим работать», – говорит Сефер Ашурбеков.
Школа тесно сотрудничает с одной из ведущих российских компаний «Лазер-компакт» — лидером в разработке учебного оборудования.
В лаборатории — десять лазерных образовательных наборов, состоящих из трёх модулей. С их помощью школьники изучают лазеры и их применение в медицине, строительстве, охране объектов и других сферах.
Исследования по лазерной медицине ученики выполняют в сотрудничестве с Республиканским кардиологическим центром в Жуковском.
«На стыке наук нужен биолог, медик и высококвалифицированный специалист по лазерам. И у нас огромные успехи. За последние несколько лет у наших учеников больше 40 опубликованных работ в журналах. На практике с помощью световода в вену направляют излучение. Оказывается, при этом кислородно-транспортная функция эритроцитов – компонентов крови — многократно усиливается. Они начинают кислород нести к этому участку и очень быстро вылечиваются люди», — рассказывает Сефер Ашурбеков.
Сборка таких лазеров — очень сложный процесс. На него уходит почти неделя.
«Чтобы вклеить одну линзу, нужно потратить сутки, вторую – ещё одни. Так проходит неделя. Но у учеников школы нет этого времени. Лабораторная работа – один-два часа. Мы такой лазер разбили на три модуля. Модуль накачки, модуль резонатора и модуль телескоп. Эти три модуля подготовили профессионалы, ученику остаётся в свои пазы вставить. И сразу получают генерацию. Таких наборов мы разработали десять штук для других школ. Сейчас мы — ведущая площадка по развитию лазерных технологий в Московской области», – отмечает Сефер Ашурбеков.
Многие предприятия работают со школьной лабораторией. Помогают и просят подготовить их сотрудников.
«Одна из них — Группа компаний «Лазер-компакт». Иногда и с учениками ездим к ним в гости. Там чистый лазерный цех, идеальные условия. С утра надо измерить концентрацию пыли. Все переодеваются в костюмы, их обдувают. Сверху всё время компрессоры работают. Снизу воздух уходит, чтобы пыль не осела. Эти участки тоже показываю детям», — добавляет преподаватель.
Компания «Научные развлечения» также заинтересована в школьной лазерной лаборатории. Она выпускает оборудование для школ и учеников, но у них не было лазеров. Сотрудник этой фирмы обучался в лаборатории. Благодаря этому у компании появился первый лазер.
В лаборатории преподаватель наглядно показывает школьникам действие лазера. Рассказывает, где можно его использовать.
Старшеклассники изучают конструкцию различных видов лазеров. И сами собирают действующие макеты твердотельных лазеров. Школьники проектируют и изобретают. Выпускники школы поступают в вузы соответствующего профиля и продолжают изучать лазерные технологии на профессиональном уровне.
Каждый год ученики и преподаватели школы участвуют в научно-практических конференция и конкурсах.
Автор текста, фото и видео Ольга Антонова