Учёные МФТИ успешно протестировали ИИ-помощника для водителей
Долгопрудный. Научный переулок, дом 4, к 1.
Учёные МФТИ успешно испытали грузовики с модулем на базе искусственного интеллекта. При этом нейросеть не брала машину под полный контроль, а лишь помогала водителю.
Испытания ранее проходили в 2024 году в рамках научно-технического конкурса UpGreat «Пятый уровень» и для заказчика ООО «Вега-ГАЗ». Их провели на закрытой территории и впервые на дорогах общего пользования.
«С нашим програмно-аппаратным комплексом мы можем не перехватывать полностью управление автомобилем, а просто давать сигнал водителю о возникновении перед ним препятствия или опасной близости машины к краю дороги», — пояснил заведующий лабораторией интеллектуального транспорта при Центре когнитивного моделирования МФТИ Дмитрий Юдин.
По его мнению, система помощи водителю может быть ещё больше востребована, поскольку беспилотное вождение ещё считается опасным в при плохой видимости, а разрешенных российским законодательством дорог для такого транспорта очень мало.
Дмитрий подчеркул, что на грузовиках для испытаний технологии от МФТИ установили различные системы наблюдения за дорогой от камер и радаров до лидара — лазерного дальномера. Он определяет расстояние до объектов с помощью отраженного лазерного луча.
Все сенсоры передавали сигнал компьютеру с алгоритмами искусственного интеллекта. Водитель уже видел на экране результаты его работы. Например, обведенное прямоугольником препятствие.
«Конечно, мы не единственные разрабатываем подобные технологии в мире. Но мы протестировали их в снегопад, в условиях плохой видимости, и даже при полной потере сигнала GPS. Важно не только распознавать препятствия, но и правильно отслеживать положение машины в пространстве, а мы это умеем делать хорошо», — добавил собеседник.
Технологию помощи водителю успешно протестировали в трёх российских городах. Также совместно с МАДИ коллектив учёных МФТИ завоевал награду технологического конкурса НТИ Up Great «Пятый уровень» за преодоление частичного технологического барьера разработанным беспилотным электрическим грузовиком. Доработка технологии продолжается сегодня.
Автор текста, фото и видео: Михаил Раскин