В Лобне детей обучают письму пером за партами образца царской России
По системе Русской классической школы (РКШ), построенной на программе, разработанной ещё в 19-м веке, ребят уже пятый год учит педагог Антонина Иванова.
- Чтобы грамотно преподавать по этой программе, я познакомилась с разработчиками системы РКШ и прошла специальное обучение. Стратегия РКШ во многом отличается от современной школьной программы. Различия методик видны уже на этапе обучения грамоте и письму, — рассказывает она.
Сейчас под руководством лобненского педагога дети проходят подготовку к школе и обучение с первого по четвёртый класс. Письмо в этой школе тактовое отрывное, когда рука выводит не всю букву сразу, а по элементам. Благодаря такому подходу в процессе письма рука устаёт меньше. С первого класса дети учатся писать несколькими инструментами: механическим карандашом, тонкими мелками на специальной доске с графической сеткой и пером-макалкой. Умение обращаться с такими пишущими инструментами тренирует силу нажима, а также стимулирует все внутренние процессы, необходимые для успешного обучения.
В начальных классах дети изучают арифметику по учебникам выдающихся отечественных методистов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляка, чтение и окружающий мир — по книгам «Родное слово» известнейшего отечественного педагога К. Д. Ушинского. Со второго класса в программу вводится церковно-славянский язык.
- Значение церковно-славянского языка для современного образования заключается в мощной профилактике орфографических проблем, потому что весь наш язык корнями оттуда, из славянского, — пояснила Антонина Иванова. – Дети с первого класса учатся работать со словарём, им не понадобится перевод с русского на русский при чтении классической литературы.
Уроки, по 45 минут каждый, проходят за двумя видами парт – конторками, похожими на те, что были в Царскосельском лицее, и обычными партами. За первыми дети пишут стоя. За вторыми – как обычно, сидя. Чередование положения тела помогает сохранить осанку и зрение, в целом бережно относится к здоровью учеников.
- Главное отличие программы РКШ от общепринятой в её природосообразности. То есть, все задания даются детям согласно возрасту и уровню психологического развития. При этом нет упрощения материала, нет элементов заигрывания. Оформление учебных книг выдержано в классическом стиле, иллюстративный материал тщательно подготовлен и не отвлекает красками. Во время обучения по программе РКШ формируется целостная картина мира, дети видят и понимают взаимосвязь всех процессов. Школьные уроки воспринимаются как интересный и познавательный труд, домашнее задание дети выполняют самостоятельно, — отметила Антонина Иванова.
Она добавила, что переход на программу Русской классической школы возможен только до третьего класса, так как позже у ребёнка уже будут прочно сформированы определенные стереотипы в обучении, и переучиваться будет трудно. На сегодняшний день у Антонины Ивановой занимаются несколько учеников по программе начальной школы. Дети успешно проходят государственную аттестацию и пишут Всероссийские проверочные работы. В планах у педагога – продолжить подготовку детей к обучению в школе, развивать начальную школу семейного типа и осваивать программу средней и старшей школы. По окончании обучения старшеклассники смогут получить обычный государственный аттестат.
Автор текста: Екатерина Дятловская
Автор фото и видео: Екатерина Дятловская