В звенигородском Манеже прошла встреча с заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным артистом России Игорем Клебановым
Легендарный кинооператор, в фильмографии которого около шестидесяти кинокартин, рассказал жителям Звенигорода о самых ярких фрагментах своей творческой биографии, а также презентовал автобиографическую книгу «Всё это правда».
Встреча, приуроченная к 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, прошла при полном аншлаге.
Творческий путь мастера кинооператорского искусства берёт своё начало в 1963 году. В жизни Игоря Клебанова было немало судьбоносных встреч и проектов, которые вошли в историю кинематографа и сыграли огромную роль в его судьбе. Реальные события, люди и диалоги легли в основу его книги «Всё это правда».
Игорь Клебанов поступил на операторский факультет во Всероссийский государственный институт кинематографии и попал в мастерскую заслуженного деятеля искусств РСФСР Леонида Косматова. В одно время с кинооператором, но на режиссерском факультете ВГИКа учился Никита Михалков. Примечательно, что первой операторской работой Игоря Клебанова был этюд студента Никиты Михалкова «Девочка и вещи», а в 1968 году студенты вновь работали в тандеме, но теперь над дипломным фильмом Никиты Михалкова «А я уезжаю домой».
После окончания ВГИКа в 1968 году Игорь Клебанов устроился на киностудию имени Максима Горького и вскоре стал одним из ведущих операторов страны. В 1989—1994 годах мастер операторского искусства руководил экспериментальной мастерской режиссёров и операторов кино- и видеофильмов, а с 1989 года Игорь Клебанов является профессором кафедры кинооператорского мастерства ВГИКа.
Как отметил Игорь Клебанов, кинооператор и режиссер работают в тандеме, и без взаимопонимания творческий процесс невозможен. Кинооператору важно уловить ту интонацию, с которой режиссер хочет обратиться к своим зрителям, и иметь одинаковое видение.
«В моей практике не было конфликтных ситуаций, я всегда стремился к дружескому творческому сотрудничеству – и мне это удавалось. Для меня лично важно, чтобы драматургический материал, который я хочу «переложить на язык кинематографа», прежде всего затронул мои чувства и мысли – тогда киносюжет не оставит равнодушным и зрителей. Не менее важно найти визуальный стиль кинокартины и это неотъемлемый процесс кинотворчества», – поделился Игорь Клебанов.
Мастер операторского искусства рассказал также, что вдохновляется, просматривая хорошие фильмы, которые стали классикой и примером для целых поколений творцов, В их числе – «Гражданин Кейн» (режиссер – Орсон Уэллс), «Атланта» (режиссер – Жан Виго), «Двадцатый век» (режиссер – Бернардо Бертолуччи) и «Летят журавли» (режиссер – Михаил Калатозов) и другие. Кинооператор любит бывать на выставках и смотреть полотна знаменитых живописцев, он считает, что даже отбрасываемая предметом тень может представлять удивительную художественную ценность.
В его операторской работе были сложные и одновременно интересные моменты. Определенную трудность представляет съемка трюков. Довольно непрост и увлекателен процесс работы над крупным планом: кинооператору необходимо найти все выразительные средства, включая свет и ракус, чтобы подчеркнуть авторскую позицию.
С 1996 года более 25 лет Игорь Клебанов возглавлял Гильдию кинооператоров России. Именно в этот период была учреждена российская премия «Белый квадрат», которая присуждается Гильдией кинооператоров за лучшую операторскую работу в полнометражных художественных фильмах.
Игорь Клебанов неоднократно сотрудничал с такими режиссерами, как Владимир Грамматиков, Борис Григорьев, Владимир Фокин, Павел Чухрай и Тигран Кеосаян. Перед его камерой работали знаменитые актеры: Михаил Жаров, Ирина Зарубина, Татьяна Пельтцер, Игорь Скляр, Василий Лановой, Вячеслав Тихонов, Юрий Соломин, Николай Караченцов, Евгений Миронов и другие.
К числу наиболее известных фильмов, оператором на съемках которых был Игорь Клебанов, относятся остросюжетные детективы «Петровка, 38» и «Огарева, 6» (режиссер – Борис Григорьев), многосерийный детективный фильм «ТАСС уполномочен заявить...» (режиссер – Владимир Фокин), а также мелодрама «Водитель для Веры» (режиссер – Павел Чухрай).
Он выступал оператором наиболее известных клипов музыкальной группы «Тату», участвовал в съемках рекламных роликов, исполнял роли в короткометражном фильме Тинатин Баркалая «Контраданс» и в сериале Тиграна Кеосаяна «Море. Горы. Керамзит», в котором сыграл самого себя.
Хавива Фонина